История рекламного рынка.live

Реклама в московском метро

Тогда Акопян, по его словам, вынужден был уехать в Америку, но, как следовало из материалов уголовного дела, перед этим в ночь с 28 на 29 июля 1999 года Бабаян и его сообщники, угрожая расправой, заставили гендиректора «Метрос Медиа» написать заявление об увольнении. Новым руководителем компании акционеры затем назначили супругу Бабаяна Лауру. Кроме того, по версии Акопяна, в его отсутствие в Москве сообщники Бабаяна ограбили его квартиру, а сам Бабаян фактически отобрал у него и его компаньонов бар «Шелтерс» на Пятницкой улице. Акопян обратился с заявлением в Мещанскую прокуратуру Москвы, которая возбудила уголовное дело сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса.

 

Впрочем, у произошедших летом 1999 года событий есть и другая интерпретация. В июне 1999 года деятельностью «Метрос Медиа» заинтересовался следственный отдел УВД по метрополитену, заподозривший руководство компании в хищении средств, писал в июне 2001 года, уже после ареста Александра Бабаяна, «Коммерсантъ». Именно поэтому летом 1999 года собрание акционеров «Метрос Медиа» временно отстранило гендиректора от работы, и только потом на эту должность была утверждена жена Бабаяна. Закончившаяся в апреле 2000-го проверка установила, что Акопян присвоил $100 тыс. и служебный мерседес. Бывшего гендиректора взяли под стражу, но в октябре того же года выпустили до суда под подписку о невыезде.

 

В апреле уже 2001-го Акопяну было предъявлено обвинение. После этого он и обратился в правоохранительные органы, обвинив Бабаяна в том, что «в период с августа по октябрь 1999 года» тот ограбил его квартиру. Спустя несколько дней Бабаяна арестовали.

 

«Завтра меня на 150% отпустят, а вас всех уволят и посадят», – угрожал оперативникам Бабаян, у которого были обнаружены, в частности, удостоверения консультанта заместителя генпрокурора и советника гендиректора Федерального агентства правительственной связи информации (ФАПСИ).

 

Фото: «Коммерсантъ»

 

История с арестом оказалась настолько громкой, что, как утверждала «Газета», об этом деле доложили даже президенту Владимиру Путину, а следователю, который вел это дело, выделили охрану. Свои показания, как Бабаян стал советником гендиректора ФАПСИ, давал лично бывший руководитель этого ведомства Александр Старовойтов. А тогдашнему начальнику ГИБДД Владимиру Федорову, по информации «Газеты», пришлось объяснять следствию, почему он подписал Бабаяну спецталоны, освобождавшие того от проверки документов и досмотра автомобиля. Федоров вынужден был признать: талоны выдавались по его команде «в нарушение установленного порядка».

 

21 марта 2002 года Мещанский районный суд Москвы признал Александра Бабаяна виновным в разбойном нападении, вымогательстве, незаконном приобретении и хранении оружия, незаконным приобретении официальных документов и приговорил его к семи годам заключения в колонии строго режима с конфискацией имущества.

 

«Чтобы сегодня жить в России, нужно совершить подвиг», заявил в своем последнем слове Бабаян.

17 июля обвинительный приговор утвердил Мосгорсуд, а 19 декабря – его президиум. Но в марте 2003 года уже Верховный суд РФ сократил срок до трех лет.

 

Вина Бабаяна «в вымогательстве чужого имущества при отягчающих обстоятельствах, незаконном приобретении, передаче, хранении, перевозке и ношении огнестрельного оружия и боеприпасов, пособничестве в подделке официального документа» полностью установлена, говорится в сохранившемся надзорном определении Верховного суда по делу №5-Д03-32. Однако Верховный суд счел возможным снизить срок заключения: у Бабаяна, в частности, было несколько хронических заболеваний и на его иждивении находился малолетний ребенок. Кроме того, сам Патриарх Московский и Всея Руси наградил его орденом за благотворительные пожертвования.

 

Ни анонсированный при задержании контроль Бабаяна над рекламными фирмами, ни хищение денежных средств, ни сокрытие налогов в судебных материалах не упоминались

 

В апреле 2003 года Александр Бабаян, получив условно-досрочное освобождение, вышел на свободу, сообщала газета «Время новостей». Вскоре он умер, рассказывали руководители двух дилеров «Метрос Медиа».

 

Вачаган Акопян в марте 2002 года, за несколько дней до вынесения приговора Бабаяну, был восстановлен в должности гендиректора «Метрос Медиа». Впрочем, в июне того же года «Прайм-ТАСС» со ссылкой на Александра Добровинского, адвоката Лауры Бабаян, сообщал, что решение Бабушкинского районного суда о восстановлении Акопяна отменено Мосгорсудом. Тем самым супруга Бабаяна должна была вновь вернуться в кресло гендиректора. Однако до 2003-го как руководитель компании в прессе фигурировал все-таки Акопян.

 

В 2003 году «гражданка Б.Л.» отсудила у «Метрос Медиа» более 4,2 млн руб. зарплаты и премий за 2002 год (около $135 тыс. по среднему курсу ЦБ за тот год), выяснилось позже из судебных разбирательств компании с налоговой службой. Этой «гражданкой Б.Л.», по всей видимости, была Лаура Бабаян.

 

А осенью 2002 года в Мещанском районном суде начался процесс уже над Вачаганом Акопяном по заведенному годом ранее уголовному делу. Об итогах этого процесса достоверной информации нет.

 

Финансовые показатели «Метрос Медиа», 1998-2002 гг.
* «Метрос Медиа» перестал быть единственным рекламным оператором метро в ноябре 2002 года.      

ГЛАВА 3

2002 год: «Это не тендер, это экзотика»

 

Получивший широкую огласку арест вымогателя Бабаяна и последовавший за ним судебный процесс не могли не привести к реформе всей системы размещения рекламы в метро. Менее чем через месяц после того, как суд огласил приговор Бабаяну, стало известно, что правительство Москвы намерено провести тендер по выбору нового рекламного подрядчика подземки. Чиновники ссылались на заявление тогдашнего мэра Юрия Лужкова, который еще в декабре 2001 года на одном из совещаний оценил работу «Метрос Медиа» как неудовлетворительную.

 

«Нужен другой рекламораспространитель, который более эффективно выполнял бы эту задачу», – заявил в апреле 2002-го «Русскому фокусу» первый замначальника управления правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления Павел Шмидт.

 

За счет «реализации конкурсной программы» доходы метро от рекламы можно увеличить до $5 млн в год, указывал чиновник. До сих пор отчисления «Метрос Медиа» своему арендодателю и основному акционеру, по словам Шмидта, составляли лишь $1 млн. Выручка же компании в 2001 году, как заявлял «Ведомостям» ее анонимный топ-менеджер, составила около $16 млн. Официальный доход по РСБУ в 2001 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», составил только 210,2 млн руб. ($7,2 млн по среднему курсу ЦБ за тот год), прибыль от основной деятельности – 124 млн руб. ($4,25 млн), чистая прибыль – 144,2 млн руб. ($4,9 млн).

 

Уже в мае 2002 года Юрий Лужков подписал постановление правительства Москвы № 378-ПП «О проведении конкурсов на право размещения средств рекламы в московском метрополитене». Решено было провести не один, а несколько конкурсов, на каждом из которых разыгрывались одна-две ветки метро. Организатором торгов, которые, согласно документу, должны быть непременно открытыми конкурсами (то есть в них может принять участие любой желающий, соответствующий заранее озвученным требованиям), был назначен департамент городского и муниципального имущества Москвы.

 

В приложении к постановлению № 378-ПП был приведен весь перечень всех мест, где можно размещать рекламу, и все допустимые форматы: щиты разных форматов, постеры на путевых стенах, стикеры в вагонах, на турникетах, на дверях и витринах вестибюлей. Всего в метро можно было разместить максимум 284,3 тыс. рекламоносителей общей площадью почти 39,2 тыс. кв. м.

 

Рекламный инвентарь московского метрополитена, выставленный на конкурсах 2002 года

  • Стикеры в вагонах поездов

    Количество: 268047 шт.
    Общая площадь: 23427 м2

    Стикеры в вагонах поездов
  • Постеры на путевых станциях

    Количество: 807 шт.
    Общая площадь: 6148 м2

    Постеры на путевых станциях
  • Щиты в подземных и наземных вестибюлях, переходах и на платформах

    Количество: 2243 шт.
    Общая площадь: 4148 м2

    Щиты в подземных и наземных вестибюлях, переходах и на платформах
  • Щиты над эскалаторами и на сводах в переходах

    Количество: 2081 шт.
    Общая площадь: 4520 м2

    Щиты над эскалаторами и на сводах в переходах
  • Стикеры на дверях вестибюлей на витражах над дверьми*

    Количество: 7627/ 3972 шт.
    Общая площадь: 674/370 м2

    Стикеры на дверях вестибюлей на витражах над дверьми*
  • Стикеры на турникетах 0,48 х 0,16

    Количество: 3543 шт.
    Общая площадь: 272 м2

    Стикеры на турникетах 0,48 х 0,16

Всего

Количество: 284348 / 280693 шт.
Общая площадь: 39189 / 38885 м2

* Приведены различные данные для зимы и лета, когда число дверей вестибюлей сокращается.
Источник: постановление правительства Москвы № 378-ПП от 21 мая 2002 года

«Не знаю. И не предполагаю»

 

Летом 2002-го, когда конкурсная документация только готовилась, на российском рекламном рынке случилось ЧП: в Москве 3 июня было совершено покушение на Максима Ткачева, управляющего директора группы News Outdoor (с июня 2012 года – Russ Outdoor).

 

Штаб-квартира News Outdoor тогда располагалась в здании конструкторского бюро «Алмаз» на Ленинградском проспекте. Около 11 часов утра Ткачев подъехал на машине к офису, вошел в здание, где  перед проходной располагались различные магазины и поэтому всегда было многолюдно. К направляющемуся к проходной Ткачеву подошел мужчина в желтой майке, вытянул вперед руку с зажатым в ней целлофановым пакетом и дважды выстрелил. Первая пуля, как сообщал «Коммерсантъ», прошлась по ребрам, вторая – попала в грудь.

 

Истекающий кровь Ткачев был доставлен в больницу. Схватить стрелявшего и его напарника не удалось: они успели выйти и скрыться в поджидающей их машине.

 

« 1 2 3 4 5