19 Сентября 2014 | 12:46

HR-специалисты рекомендуют книги и фильмы для расширения профессионального кругозора

В России День HR-менеджера отмечается ежегодно в третью среду сентября. В этом году праздник выпал на 17 сентября. Поэтому на этой неделе AdIndex пригласил поучаствовать в рубрике «Культурный обмен» специалистов по управлению персоналом, которые поделились полезными книгами и фильмами, помогающими им в работе

 

 


Екатерина Пологонкина
директор по персоналу
МЕС

 

Хочется искренне порадоваться, что, наконец, спустя каких-то 10-15 лет, HR-специалиста перестали банально сравнивать с кадровиком, и нашу функцию в организации менеджмент стал рассматривать куда шире. Ведь помимо рутинного администрирования и, несомненно, ценной рекрутинговой функции по подбору и найму персонала, в нашем арсенале еще множество других обязанностей. Для того чтобы повысить эффективность работы сотрудников и помочь компании в движении к обозначенным высотам, HR-специалист должен заниматься обучением и развитием персонала, организационными преобразованиями, а также укреплением корпоративной культуры.

Это, казалось бы, азбучные истины, они прописаны в любом учебнике по менеджменту. Но всегда возникают вопросы – можно ли все знания перевести в практику, можно ли научиться разбираться в людях по книге? Уметь найти правильный подход к человеку, впервые оказавшемуся в вашем коллективе, научиться взаимодействовать с группой людей разных профилей, с разными жизненными устоями и воспитанием (я уже и не говорю про образование и интеллект)? А уж, тем более, направить их потенциал в нужное русло, востребовать, оживить именно то, что устремит их талант на максимальную отдачу и пользу общему делу компании? Вдохнуть через них жизнь в идею и воплотить ее в реальность?

Именно поэтому в безразмерном информационном потоке я стараюсь найти практичные «советы» в окружающей меня жизни. В последнее время возвращаюсь к классике литературы, ведь великие писатели – это пророки человеческих душ, а также к старому доброму кинематографу. Иногда в кинофильмах, которые ты видел много раз, встречаются потрясающие откровения, озвученные простым языком обывателя. Например, «Место встречи изменить нельзя». Пересмотрев на днях, поняла, что фильм демонстрирует пример организации целой команды для работы над общей задачей, с лидером и подчиненными с различным потенциалом. Великолепно показаны характеры героев: карьеристы, скрытые лидеры, тихони ... С примерами мозговых атак, постановкой задач, поэтапным контролем и делегированием.

А шесть правил Глеба Жеглова – это же просто шесть заповедей для HR-специалиста и любого руководителя, который хочет провести собеседование, осуществить постановку задач, определить потенциал сотрудника и путь его развития. Рекомендую заучить наизусть.

  1. Разговаривая с людьми, всегда улыбайся. Люди это любят. 
  2. Умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом. 
  3. Как можно скорее найди в разговоре тему, которая собеседнику близка и интересна. 
  4. С первого мига проявляй к человеку искренний интерес – понимаешь, не показывай ему интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять его, узнать, чем живет, что собой представляет. 
  5. Даже «здравствуй» можно сказать так, чтобы смертельно оскорбить человека.
  6. Даже «сволочь» можно сказать так, что человек растает от удовольствия.

Можно привести еще несколько примеров, но лучше попробуйте сами пересмотреть фильм, абстрагируясь от детективного жанра. В нем еще масса мелких нюансов о человеческих взаимоотношениях, умении находить общий язык и выходы из сложных жизненных ситуаций, так сказать, разруливать моральные и технические проблемы в большом и неоднородном по человеческому материалу коллективе. И не всегда, кстати, корректно с точки зрения высокого воспитания, но всегда максимально справедливо в интересах общего дела.

Раз я затронула тему разных личностей и поиска реального ключика к ним для эффективного управления, то рекомендую к прочтению не новинку, но в свое время бестселлер, книгу Отто Крегера «16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим», которая однозначно может помочь выстроить структуру и координаты для понимания других людей, отличных от вас и в личной, и в профессиональной сферах.

Сейчас интернет и печать пестрят заметками и статьями о поколениях Y и Х, поколении геймеров и прочими теориями, которые, на мой взгляд, достаточно узко характеризуют качества молодежи, которая сейчас является для медийной сферы ключевым человеческим ресурсом. В книге же дается последовательное и детальное описание шестнадцати типов личности с разной комбинацией характеристик и особенностей, возможные варианты проявления, слабые и сильные стороны, а главное – варианты возможных трудностей и конфликтов, а также пути выхода из них и практические советы. Это, конечно, не художественная литература, поэтому в какой-то момент, где-то после первых двух глав, появляется желание взять карандаш и начать записывать схемы, комбинации, вопросы, и именно это будет правильным действием, чтобы дальше было проще и все разложилось по полочкам. Проглотив все эти страницы, в профессиональный чемоданчик действительно добавляется один из HR-инструментов, и при столкновении с непростым сотрудником да и сложностями в личной сфере, все реже будет приходить в голову мысль, что тут вам поможет уже только психоаналитик.


 


 

 


Екатерина Ключевская
HR-директор
e:mg

Этой весной я писала дипломную работу по теории транзактного анализа (ТА) и завидую тем, кто еще не знаком с работами Эрика Берна и его последователей. Эрик Берн, автор теории ТА, изначально хотел разработать быстродействующую систему помощи солдатам с посттравматическим синдромом (он работал в военном госпитале), поэтому суть системы – простота и эффективность.

Идея ТА заключается в том, что в личности присутствуют три эго-состояния: Родитель-Взрослый-Дитя. Мы общаемся с миром, переходя из одного состояния в другое. Распознавание эго-состояний, понимание видов взаимодействий (транзакций) между людьми, находящихся в том или ином эго-состоянии, дают большое преимущество в выстраивании продуктивного взаимодействия или же помощи в урегулировании накалившихся ситуаций.

Простота и прикладная направленность метода сделали его одинаково популярным как в среде психоаналитиков, так и в бизнес-среде. Верхний слой теории ТА часто используется как теоретическая основа в построении многих тренинговых программ по эффективной коммуникации.

Книги как самого Эрика Берна, так и его учеников и последователей, написаны доступно и интересно, поэтому захватывают с первой страницы и читаются на одном дыхании. Ученики и последователи Берна дополняют, развивают, наполняют практику применения ТА новыми случаями.

Познание человека – путь бесконечно интересный, и ТА в этом смысле – яркая страница в истории развития психологии как науки о человеческой душе.

Поэтому я рекомендую две книги Эрика Берна – «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений» и «Люди, которые играют в игры. Психология человеческой души».

 

А также книги его учеников и последователей: «Я – О’кей, Ты – О’кей» Томаса Харриса и «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна» Клода Штайнера.

 

 


 


Марина Швоева
директор по работе с персоналом
BBDO Group

 

Книга Беверли Кей и Шерон Джордан-Эванс «Любите их, или вы их потеряете» из серии «вроде бы все это мне было известно, но как здорово и точно изложено, да еще собрано в одном месте». Очень рекомендую руководителям и вообще всем, кто работает с людьми. Главным, что вынесла из этой книги после прочтения, был простой, как и все гениальное, вывод о том, что все-таки для грамотного управления людьми нужен дифференцированный подход: что мотивирует одного, совершенно не обязательно мотивирует другого. А также прекрасный опять же в своей простоте совет не ломать голову над пониманием того, что же все-таки мотивирует отдельно взятого конкретного человека, а спросить его об этом. Эти и другие, простые и такие важные истины вы найдете в книге в избытке.

Наверное, книга «Гении и аутсайдеры» Малкольма Гладуэлла не нуждается в дополнительном представлении, но я все же скажу, что для меня она открыла очень много нового. Ну, например, что действительно гений – это 1% таланта и 99% труда, что для того, чтобы приблизиться к гениальности в любимом выбранном деле, нужно в среднем посвятить ему не менее 10 тысяч часов своей жизни, и, разумеется, более трудолюбивые и увлеченные люди в том числе поэтому часто и становятся гениями своего дела: они погружаются в него, не замечая часов, дней, недель и тратят на него не только рабочее, но и почти все личное время. Очень интересные статистические исследования в области спортивной гениальности, изучении IQ самых разных групп людей и неожиданные выводы из этих исследований – все это вы найдете в книге, и оторваться от нее будет очень сложно, это я могу вам обещать.

Если рассматривать статус «мамы» как вторую профессию, честно сказать, наверное, наиболее сложную, то откровением для меня стала книга Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой», прочитанная мной по совету коллеги, тоже мамы и тоже безумно занятой. Скажу сразу, что после прочтения радикально я в своем отношении к воспитанию детей ничего не изменила, да и позиция самой Памелы до ее приезда в Париж мне показалась гораздо ближе к моей текущей позиции, но на какие-то вещи я стала смотреть проще, от чего жить стало легче.

А особенно важным и приятным открытием стало почему-то осознание того, что через все тернии материнства работающие и активные женщины везде проходят практически одинаково: и во Франции, и в США, и в России. Проблемы у всех одни и те же, а значит, все уже не так страшно, и вы не уникальны в своих очень иногда не простых ситуациях с детьми: c’est la vie, причем la vie normale. Очень настоятельно рекомендую прочитать всем мамам любого уровня опыта. Интересно, полезно, свежо и как-то поддерживает, что в нашем деле немаловажно.


 


 


Мария Рябова
HR Supervisor
JWT Russia

 

Трудовой кодекс Российской Федерации – это основной документ, регулирующий трудовые отношения работодателя и сотрудника на территории нашего государства. На его страницах в статьях можно найти ответы на все самые разнообразные вопросы и пути решения многочисленных ситуаций, возникающих в процессе осуществления трудовых отношений.

Тони Шей, «Доставляя счастье: от нуля до миллиарда» – это автобиографическая история успеха создателя компании Zappos. Безусловно, данная книга – для предпринимателей и руководителей организаций. Но и HR-специалист найдет в ней много ценных и полезных идей, в частности, как укрепить корпоративную культуру, которая сделает ваших коллег счастливее и увлеченнее, что, конечно, повысит эффективность сотрудников.

 



 


Валентина Ватрак
директор по организационному развитию
Rambler&Co

 

Первая книга, которую я хочу порекомендовать – «Книга о власти над собой» Энтони Роббинса. Читаешь ее подзаголовок и описание содержания: «новая наука личного успеха», «пять ключей к богатству и счастью», и начинаешь поеживаться - ну вот, опять американский «успешный успех».

Но я начала читать, и стало понятно, что эта книга о большой и сложной работе над собой. Можно по-разному относиться к НЛП-технологиям, но те практические инструменты, о которых пишет автор, действительно помогают человеку перестать быть самым большим ограничением для самого себя. В книге много букв и читать их нужно внимательно, можно прямо сразу тренироваться, пробовать становиться более эффективным и раскрывать свой потенциал. Это книга сиюминутного действия, и как только я чувствую, что мною управляют, я вспоминаю книгу и беру власть над собой.

Книги Акунина стали для меня открытием этого года, и я не могу этим не поделиться. Мне всегда казалось, что его книги приятно почитать в отпуске. Более того, я эту концепцию реализовывала, покупая в аэропорту и читая на пляже «Азазель» или «Любовник смерти», но в этом году я приобрела аудиокниги и начала их слушать в машине. Это не просто развлекательное чтение, это история и философия, вплетенные в захватывающий и увлекательный контекст.

 

Особенно интересна «Алмазная колесница» как книга о пути, который каждый человек выбирает. В «Черном городе», продолжении предыдущего произведения, также можно почерпнуть много полезных идей для того, чтобы жить долго и счастливо, сохранять силу духа, ясность ума и красоту тела.

«1+1» («Неприкасаемые») – великолепный французский фильм. Кто-то его может назвать комедией, и там действительно есть потрясающе смешные сцены. Но, на мой взгляд, это глубокий фильм о чести, ответственности и преодолении. Это фильм для тех, кто опускает руки в сложных ситуациях. Он помогает не закрываться в своем мирке, а быть счастливым даже тогда, когда это кажется невозможным. Главный герой – эталон коуча, который всегда верит, что его клиент – в нормальном состоянии и обладает всеми ресурсами, чтобы получать от жизни радость и удовлетворение.


 




 




КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН
 

КРУПНЫЙ ПЛАН: Анна Александровская, CEO Total View: «В рекламе исторически гораздо больше женщин» Главные новости рекламы, медиа и маркетинга этой недели (15-19 сентября)
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.