22 Декабря 2008 | 00:00

"Мы жили в период легких доходов". Интервью с главой конгломерата Virgin Ричардом Брэнсоном

image
До начала этого года Virgin Group не спешила с выходом в Россию, хотя о переговорах с Ричардом Брэнсоном заявлял ряд известных российских бизнесменов. Весной ситуация изменилась: было объявлено о запуске оператора широкополосного доступа в интернет Virgin Connect, а летом в Москве начались продажи путевок в космос компании Virgin Galactic. Осенью ожидалась покупка Virgin одной из российских авиакомпаний low cost, но из-за финансового кризиса переговоры с местными авиаперевозчиками приостановились. Что РИЧАРД БРЭНСОН предпримет в нынешних тяжелых условиях, какую следующую компанию хочет открыть в России и где можно отдохнуть от кризиса, глава Virgin рассказал корреспонденту "Ъ" ПЕТРУ Ъ-МИРОНЕНКО.

— В феврале 2008 года вы впервые посетили Россию. В тот момент страна находилась на пике экономической активности, и вы приняли решение о запуске Virgin Connect. Второй раз вы посещаете страну во время кризиса. Вы заметили изменения в стране и людях, когда общались с российскими партнерами?

— Мир вообще очень сильно изменился — похоже, исчезла атмосфера оптимизма и процветания, которая ощущалась повсюду, куда я приезжал на протяжении последних трех-четырех лет. Все серьезно обеспокоены сохранением своих рабочих мест, сбережений и тревожатся за будущее. Я чувствую, что в целом люди, будь то жители Лондона, Нью-Йорка или Москвы, стали осмотрительнее, однако сейчас самое время ухватить свой шанс.

— Сколько продлится кризис? Многие эксперты полагают, что все самое страшное впереди и обострение ситуации будет весной. Вы согласны с этим? В чем это будет проявляться? Как зарабатывать на таком рынке?

— Сейчас трудно сказать, однако велика вероятность, что еще перед тем, как наступит улучшение, мировой экономике станет очень плохо. Кризис на банковском рынке и на рынке недвижимости распространился на потребительский сектор и не только. Чтобы система оправилась, нужно время. У стабильных и хорошо капитализированных компаний есть возможность расти даже в тяжелые времена, в то время как конкуренты испытывают трудности. В общем, все не так плохо. Знаете старую поговорку? Я ее очень люблю: "Состояния наживаются в хорошие времена, а империи строятся в тяжелые".

— Эффективны ли меры, принятые мировыми финансовыми властями?

— Я рад видеть, что правительства стран всего мира снижают процентные ставки — чтобы помочь как предпринимателям, так и потребителям. Сейчас нужно общими усилиями вернуть ликвидность финансовой системы и укрепить доверие к банкам.

— Что вы думаете о российской экономике? Каким образом кризис повлияет на нее?

— Не думаю, что Россия понесет такой же сильный ущерб, как западные государства. Масштабы экономического спада во многом преувеличены. Ситуация не настолько серьезна, как может показаться из новостей Bloomberg или CNN. Все-таки это в первую очередь банковский кризис, и власти очень быстро на него отреагировали. Большинство компаний не рухнули. Люди по-прежнему посещают салоны красоты, летают на самолетах, пользуются нашими медийными услугами. Я не считаю, что этот кризис продлится дольше, чем те, которые нам уже довелось пережить. Но очень плохо, что за последние два года Россия и Запад не только не сблизились, но и разошлись еще дальше. Я бы хотел, чтобы с Россией у Британии были бы такие же отношения, как, скажем, с Францией или Голландией.

— В России Virgin пока интересуется только рынками авиаперевозок и беспроводной связи. Почему выбраны именно эти сегменты? Рассматриваете ли вы проекты в других областях?

— Наши усилия традиционно сконцентрированы на пяти областях: авиации, телекоммуникациях и медиа, финансовых услугах, отдыхе и здоровье, возобновляемых источниках энергии. Мы всегда ищем возможности для инвестирования в эти секторы. Сейчас в России для нас на первом месте стоит беспроводная связь, остальным мы займемся со временем.

— Вы уже запустили Wi-MAX-сеть в России и знаете, что на местном рынке связи высокая конкуренция. В Москве и Санкт-Петербурге он уже поделен между несколькими крупными игроками, в регионах развивается очень быстрыми темпами. В последнее время звучали заявления о начале еще нескольких Wi-MAX-проектов в России. Как вы планируете конкурировать на этом рынке?


— Россия обладает огромным потенциалом, здесь еще много чего можно сделать как для клиентов, так и в плане освоения рынка. Мы полагаем, что он открыт для быстрого роста таких компаний, как Virgin Connect. Наверное, вы знаете, что большинство компаний Virgin начинало деятельность на вполне устоявшихся рынках с высочайшей конкуренцией. Они преуспели благодаря тому, что предлагали клиентам лучшие возможности, простые и понятные продукты по разумным ценам и превосходное обслуживание.

— "Тривон Групп" (торговая марка — Virgin Connect) обещала увеличить зону охвата сети, покупая других операторов, с тех пор никаких заявлений о переговорах или покупке не звучало, это кризис скорректировал ваши планы? Почему вы не раскрываете доли Virgin и ваших партнеров в "Тривоне" и общие инвестиции?


— Virgin Connect сейчас рассматривает ряд возможных крупных приобретений. Но мы частная компания, и не в наших правилах делать все подробности достоянием публики.

— Глобальный финансовый кризис привел к снижению спроса на путешествия. Вы планируете менять стратегию авиакомпаний Virgin в нынешней ситуации?


— Со снижением спроса мы сталкивались и раньше, например после 11 сентября 2001 года. Но в современном мире люди хотят больше путешествовать, а часто это им просто необходимо. К счастью, у наших авиакомпаний сильные позиции и бренды, и я думаю, что у нас есть все шансы благополучно пережить шторм. Они могут еще немного снизить цены, чтобы привлечь пассажиров, но мы по-прежнему расширяем наши компании Virgin Atlantic, Blue, America и Air Asia X и уверены, что они смогут отнять долю рынка у конкурентов.

— Как вы считаете, от кризиса больше страдают традиционные сетевые перевозчики или авиакомпании low cost?

— Не думаю, что все зависит от того, какого типа ваша авиакомпания. Все дело в том, как вы ведете бизнес, какие услуги предлагаете. Мы вложили большие средства в Virgin Atlantic, нашу авиакомпанию с полным спектром услуг. Разработали быстрый маршрут до Хитроу, сделали там зал ожидания суперкласса. Это нам помогло переманить у конкурентов клиентов, путешествующих бизнес-классом. В то же время Virgin America, специализирующаяся на внутренних рейсах,— low cost, и у нее дела тоже идут хорошо. Пассажирам нравятся новые самолеты, развлечения на борту и хорошие цены. Так что правильно представьте продукт, и люди его купят.

— Какова судьба ваших планов открытия авиакомпании в России? Насколько перспективным вы считаете российский рынок авиаперевозок? Год назад вы говорили, что у рынка здесь большая емкость, так как " в трех часах лета от Москвы живут 140 млн человек". Вы не изменили свое мнение? Можно ли в российских условиях (монополизм аэропортов, навигационных служб и поставщиков топлива) сделать настоящий low cost?

— Основные показатели российского авиарынка выглядят привлекательно, однако сначала нам нужно найти инвестиционные возможности, которые будут отвечать нашим строгим критериям. Я уверен, что появление независимой авиакомпании с услугами высокого качества пойдет России на пользу. Было бы очень здорово запустить здесь такую компанию, мы уже обсуждали этот вопрос. Я не участвовал в переговорах лично, но знаю, что никаких конкретных решений не принято. За последний год российские авиакомпании испытали много проблем, и сейчас нам трудно оценить их стоимость. Мы не уверены, что и владельцы авиакомпаний в данный момент справедливо их оценивают. Тем не менее авиакомпания Virgin обязательно появится в России, просто нужно подождать лучших времен.

— Вы всегда активно протестовали против планов слияния British Airways (BA) с австралийской Qantas и другими международными авиакомпаниями. Тем не менее недавно Virgin объявила о возможности слияния с авиакомпанией BMI, принадлежащей Lufthansa. Это кризис заставил вас изменить свое мнение?

— На самом деле раз в двадцать лет авиарынок испытывает два года кризиса, или рыночного спада. За спадом следуют восемнадцать успешных лет, а затем наступают еще два провальных — по крайней мере, так было на протяжении последних пятидесяти лет в истории авиации. В те два года, когда обстановка неблагоприятная, авиакомпании пытаются объединиться, хотят вырваться вперед и ищут предлоги для слияния. Власти должны со всей бдительностью пресекать попытки объединения больших компаний. Сегодня BA пытается слиться чуть ли не со всеми — American Airlines, Qantas, Iberia. А мы стараемся убедить антимонопольный комитет, что временный экономический спад не должен стать предлогом для того, чтобы разрешать такие слияния. Что касается Lufthansa и BMI, то мы никогда не скрывали, что нам хотелось бы иметь сеть коротких маршрутов (у Virgin Atlantic только дальние), и у BMI как раз есть такая сеть. Конечно, если у нас что-то будет получаться с BMI, антимонопольные органы проанализируют возможную сделку. У наших компаний нет пересекающихся маршрутов. Впрочем, этот проект находится на начальной стадии, посмотрим, что из него выйдет.

— Помимо авиакомпании каким будет следующий бизнес Virgin в России?

— Я бы очень хотел проводить в России музыкальные фестивали. Мы внимательно изучим эту возможность. Хотели бы открыть в России Virgin Radio. Сегодня наше радио вещает во многих странах: в Италии, Франции, ОАЭ, Индии, недавно запустили проект в Канаде. В России наш бренд хорошо известен тем, кто много путешествует, но Virgin необходимо физическое присутствие в стране, чтобы бренд стал известен всем русским.

— Какими сферами и направлениями бизнеса Virgin никогда не стала бы заниматься?

— Мы не станем заниматься добычей полезных ископаемых или производством оружия. В сферу наших интересов не входят продукты питания и автотранспорт.

— Российский предприниматель Олег Тиньков говорил "Ъ", что некоторое время назад вел с вами переговоры о покупке франшизы сети магазинов Virgin Megastore, об этом же говорил и другой известный предприниматель, Олег Бойко. Были ли на самом деле эти переговоры, чем они закончились? Считаете, что у формата Virgin Megastore есть будущее в России?

— У нас не было прав открывать магазины в России (они принадлежали нашему партнеру, французской компании Lagardere), сейчас мы себе их вернули. Посмотрим, найдутся ли в России компании, готовые вести с нами бизнес. Не думаю, что нам необходима крупная сеть, может быть, всего пара флагманских магазинов.

— Как себя чувствует компания Virgin Galactic, заметно ли негативное влияние кризиса на проект космических полетов? Предполагаете ли вы, что новые проекты могут быть отложены из-за недостатка инвестиций?

— Я очень доволен успехами Virgin Galactic — на следующий год мы планируем испытания меганосителя WhiteKnight Two. Это самолет, который доставит SpaceShip Two на нужную высоту для запуска. Многие по-прежнему интересуются этим проектом и подают заявки на полеты, и мы подошли к концу года с очень хорошими результатами. Может быть, в нынешней тяжелой ситуации космос предлагает некий шанс развеяться, отдушину.

— Есть ли снижение доходов от телерекламы? Пострадали ли телеканалы Virgin от сокращения рекламных бюджетов?

— Наш телебизнес невелик, большая часть доходов — это абонентская плата вещательных компаний. Я знаю, что общий объем доходов от рекламы в телевизионном бизнесе снижается, однако наш основан на абонентской плате и продолжает приносить новых клиентов.

— Что вы можете сказать о затратах на рекламу на радиостанциях? Не думаете ли вы о продаже радиовещательных активов, которые принадлежат Virgin Group?

— Все наши радиостанции — совместные предприятия с местными партнерами, я уже говорил, что у нас их довольно много по всему миру. Большинство из них работает вполне эффективно, но поскольку ситуация на рынке рекламы в целом будет сложной в 2009 году, нас ждет небольшой спад. Но мы расширяемся и не планируем продавать радиостанции, разве что будем развиваться немного медленнее в ближайшие год-два.

— В последние несколько месяцев в Великобритании наблюдается спад потребительских расходов. Ваш розничный бизнес испытывает его влияние? Собираетесь ли вы организовать более агрессивную рождественскую кампанию продаж в магазинах розничной сети (Virgin Ware и других)?


— Мы не очень активны в розничном секторе. Я вижу, что уже сейчас, еще до Рождества, во многих магазинах проводятся распродажи, и это не очень хороший знак. Мы предоставили лицензию на использование бренда ряду партнеров, и будет интересно наблюдать за тем, как у них идут дела.

— Вы предпочитаете создавать бизнес с нуля или покупать проблемные компании, проводя ребрендинг и адаптацию под формат Virgin? Бывали ли случаи, когда вы закрывали или продавали компании, которые не удалось интегрировать в группу?

— Нам нравится создавать новые компании с нуля. Иногда самостоятельно, иногда привлекая партнеров. Мы действительно интересуемся отраслями и секторами, где конкуренция стала ленивой или где есть возможность встряхнуть рынок, например авиаперевозками. Авиаперевозки — классический пример. Совсем недавно мы провели большую сделку, продав британское подразделение Virgin Mobile компании NTL и проведя ребрендинг всего бизнеса в Virgin Media. Это очень большая компания почти с 14 тыс. сотрудников и 5 млн клиентов. В прошлом году мы продали нашу сеть Megastores в Великобритании — не из-за качества услуг или обслуживания клиентов, а просто потому, что, по нашему мнению, розничная торговля не тот сектор, где мы хотели бы широко развернуться.

— Молодые предприниматели, в том числе в России, часто говорят, что берут пример с вашей карьеры, в том числе первых шагов в Virgin Records в 1970-е. Актуален ли сегодня этот опыт?

— Мне всегда приятно слышать от молодых людей, что мой опыт помог им начать свое дело. Конечно, с тех пор, когда я начинал с музыкальных магазинов в 70-х, деловой мир сильно изменился. Стало больше конкуренции на международном уровне, рынки глобализовались. Но я убежден, что в бизнесе сохраняются те же ключевые принципы: надо выходить на не совсем освоенный рынок, заботиться о своих клиентах, предлагать совершенные продукты и как можно лучше продвигать бренд.

— В 70-е на Virgin Records записывались музыканты и группы, ставшие звездами мировой величины. Могли бы вы назвать кого-то из них, чей стиль вам близок? Какую музыку вы слушаете сейчас?

— Мне и сейчас по-прежнему очень нравятся те же артисты, которые нравились в 70-х: Дженет Джексон, The Rolling Stones, Фил Коллинз. Я бываю на музыкальном фестивале Virgin каждый год и в курсе музыкальных новинок, но, честно говоря, мои дети Холли и Сэм гораздо лучше знают, что сегодня происходит в музыкальном мире.

— Вам по-прежнему интересно зарабатывать деньги?

— Мне нравится сама сложность построения бизнеса, а еще нравится менять представления людей о бизнесе и встряхивать старые рынки с помощью новых услуг и продуктов. Хорошие примеры — запуск авиакомпании Virgin America в США в 2007 году и наш оператор мобильной связи в Индии.

— Насколько управляема сейчас ваша империя — сколько вы можете отсутствовать на работе без ущерба для бизнеса?

— У меня сильная команда управляющих по всему миру, но я постоянно на связи. Так что я никогда не бываю слишком далеко, даже когда путешествую.

— Какую самую дорогую вещь вы купили в своей жизни? На чем стоит экономить в бизнесе и личной жизни, а на чем лучше не надо?


— На самом деле я не оцениваю вещи исходя из того, сколько они стоят. Я не из тех, кто покупает дорогую машину, одежду или что-то подобное. Даже остров Неккер, мой прекрасный дом, также является и курортом, куда любой может приехать и отдохнуть в стиле Британских Виргинских островов. Самые потрясающие моменты моей жизни — те, что я испытал с моей семьей и друзьями,— часто вообще ничего не стоили в денежном выражении. Я уверен, что в ближайшие несколько лет люди будут меньше тратить на развлечения, но не думаю, что все так быстро смогут отказаться от машин, телефонов, компьютеров... Мы жили в период легких доходов. Думаю, потребители просто станут более бережливыми.

Источник: Коммерсантъ

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.