Burger King судится в России за свое имя
Производитель фастфуда просит защитить его товарный знак от «сквоттера», создавшего бренды-двойники известных марок, такие как ZaraZara, «Евросвязь» и «Арбат люкс»
Крупнейшая американская фастфуд-компания Burger King Corporation, которая с 1954 года кормит весь мир бургерами, направила в Арбитражный суд Москвы иск против москвича Алексея Маковеева, зарегистрировавшего на себя доменные имена burgerking.su и burger-king.su. Американцы считают, что он незаконно использовал их товарные знаки. Маковеев имеет в России скандальную репутацию создателя доменных клонов известных мировых брендов.
По данным «Известий», кроме запрета на использование товарных знаков производители бургеров потребовали от российского бизнесмена еще и 500 тыс. рублей в качестве компенсации. Подобный подход к борьбе с киберсквоттерами можно считать в России новаторским — большинство пострадавших от доменных пиратов компаний пытаются лишь защитить свой товарный знак. Фактически Burger King намерен наказать Маковеева и таким образом создать прецедент.
Алексей Маковеев известен в России как продавец так называемых псевдофраншиз. В конце нулевых его компании — ООО «Первая управляющая франчайзинговая компания», ООО «Главное рекламное агентство франчайзинга», ЗАО «Империя бизнеса», ООО «Торговая империя» и ЗАО «Империя франчайзинга» — продавали всем желающим франшизы двойников известных марок Zara (ZaraZara), «Евросеть» («Евросвязь»), «Арбат-престиж» («Арбат-люкс»).
Начертания названий и логотипы фирм-двойников очень напоминали оригиналы. Чтобы избежать проблем с владельцами основного бренда, продавцы псевдофраншиз подавали заявки в Роспатент, но не проходили до конца процедуру регистрации — потенциальным покупателям демонстрировались заявки на регистрацию товарных знаков в Роспатенте на оригинальных бланках, а также фотоколлажи магазинов марок-двойников, как, например, той же ZaraZara.
Отголоски бизнеса Алексея Маковеева с франшизами коснулись и арбитражного дела Burger King. Так, на сайте burgerking.su размещен магазин франшиз с подробным меню, включающим такие пункты, как: «Магазин франшиз», «Рейтинг франшиз», «Все франшизы России» и др. Правда, наполнение у сайта отсутствует — внутри все пункты меню пусты. Второй спорный сайт burger-king.su рассказывает посетителям о «франшизе года мистер Burger».
Алексей Маковеев и его представители оказались недоступны для комментариев.
— Пока мы не можем дать комментарии по данному делу, — сказал «Известиям» российский представитель Burger King Corporation Иван Шествов. — Иск готовился юристами европейского либо американского подразделения Burger King, поэтому необходимо определенное время для формирования нашей позиции.
О перспективах судебной тяжбы «Известиям» рассказал Руслан Коблев, глава адвокатской коллегии «Коблев и партнеры».
— Для начала Burger King предстоит доказать, что ответчик действительно использует их товарный знак, — говорит Руслан Коблев. — В случае если им это удастся, будет решаться вопрос с компенсацией. Здесь также важно будет предоставить суду и обоснование компенсации в 500 тыс. рублей. В свое время я представлял российскую компанию, которая участвовала в судебной тяжбе с обладателем западного бренда. Тогда нам удалось прийти к мировому соглашению, в рамках которого товарный знак был продан нами за €1.
Ближайшее заседание по делу Burger King состоится в январе 2013 года. Пока же судья арбитражного суда Карева приняла определение о принятии обеспечительных мер по иску: до разрешения дела Алексею Маковееву запрещено уступать право администрирования доменных имен burgerking.su и burger-king.su иным лицам, передавать их поддержку другому регистратору и аннулировать регистрацию.
Источник: Известия