В четвертом квартале расходы на рекламу должны снизиться
Рост рекламного рынка во втором полугодии ожидаемо замедлился. Если по итогам первых шести месяцев прирост составлял, по версии Ассоциации коммуникационных агентств России, 17%, то по результатам девяти месяцев – лишь 13%. В четвертом квартале неизбежно падение
Общие расходы на рекламу в январе-сентябре 2016 года увеличились на 13%, до 238-250 млрд руб., отчиталась Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Если сопоставить эти цифры с предыдущими подсчетами ассоциации, то выходит, что в отдельно взятом третьем квартале рост составил 8-14%, до 77-81 млрд руб. Причем такая широкая «вилка» получается из-за того, что эксперты АКАР по-прежнему не могут достоверно оценить расходы на интернет-рекламу. Без учета этого спорного сегмента в целом затраты на рекламу в июле-сентябре увеличились лишь на скромные 8% против 16% в апреле-июне и 18% в январе-марте.
Замедление темпов роста во втором полугодии 2016 года было неизбежным. Начало предыдущего, 2015 года, ознаменовалось резким снижением активности рекламодателей после шоковой девальвации рубля в декабре 2014-го. В январе-марте 2015-го общие расходы на рекламу упали, по версии АКАР, сразу на 17%, до 63,4-63,9 млрд руб. В последующие два квартала рынок продолжал падать, но в конце прошлого года стал быстро восстанавливаться. В октябре-декабре 2015 года бюджеты на рекламу в целом, по данным АКАР, снизились менее чем на 1%, до 98-98,5 млрд руб.
В этом году восстановление рынка продолжилось. И соответственно, низкая база первых месяцев 2015 года обеспечила бурный рост в начале уже этого года. Зато высокая база последних месяцев 2015 года приводит к тому, что сейчас рост становится все менее заметным. Мало того, в четвертом квартале этого года практически во всех медиа рекламные доходы будут меньше, чем годом ранее.
Показательно в этом отношении ТВ. В первом квартале этого года общая рекламная выручка телевещателей, по версии АКАР, увеличилась на 19%, до 35,7-26.2 млрд руб., во втором – на 15%, до 35,6 млрд руб., в третьем – на 7%, до 31,1 млрд руб. Всего за девять месяцев это дает прирост на 13%, до 102,4-102,9 млрд руб.
А по итогам всего 2016 года ТВ может заработать на рекламе 146 млрд руб., заявлял в октябре директор по маркетинговым исследованиям «Национального рекламного альянса» Сергей Веселов. Тем самым, в октябре-декабре рекламные доходы телеканалов могут составить 43,1-43,6 млрд руб., что на 6% меньше, чем годом ранее.
Аналитики ZenithOptimedia в сентябре прогнозировали, что затраты на телерекламу в этом году вырастут на 6%, до 144,9 млрд руб. Сопоставление этих данных с оценкой АКАР за девять месяцев говорит о том, что, по версии ZenithOptimedia, в отдельно взятом четвертом квартале рекламные доходы телевещателей снизятся на 8%.
На радио в четвертом квартале возможно падение рекламных доходов на 15%, в наружной рекламе – на 3%, в прессе – на 1%, следует из последнего прогноза ZenithOptimedia.
Оценить перспективы интернет-рекламы в четвертом квартале проблематично из-за того, что эксперты АКАР, как уже упоминалось ранее, разошлись в походах к оценке этого сегмента. Но из отчетности крупнейших компаний Рунета – «Яндекса» и Mail.ru Group – следует, что в четвертом квартале динамика их выручки, скорее всего, будет ниже, чем в предыдущие кварталы. В октябре-декабре доходы «Яндекса» могут увеличиться на 6-12%, а Mail.ru Group – лишь на 3% (без учета приобретенного в ноябре Delivery Club).
Медиа |
Доходы от рекламы в 2016 году
(млрд руб. без НДС) |
Изменение к аналогичному периоду 2015 года
(%)
|
||||||
январь-март | апрель-июнь | июль-сентябрь | январь-сентябрь | январь-март | апрель-июнь | июль-сентябрь | январь-сентябрь | |
Телевидение |
35.7-36.2 |
35.6 |
31.1 |
102.4-102.9 |
19 |
15 |
7 |
13 |
в том числе эфирное |
35-35.5 |
34.6 |
30.1-30.4 |
100-100.5 |
18 |
14 |
6 |
12 |
тематическое |
0.72 |
0.94 |
0.79 |
2.45 |
110 |
62 |
34 |
64 |
Радио |
2.7-2.9 |
3.7-3.8 |
3.6 |
10.1-10.3 |
12 |
3-6 |
6 |
7 |
Пресса |
4.2-4.4 |
5.5 |
4.2 |
13.9-14.1 |
-14 |
-14 |
-14 |
-15 |
в том числе газеты |
1.2-1.3 |
1.5-1.6 |
0.8 |
3.5-3.7 |
-10 |
-16-17 |
-20 |
-13 |
журналы |
2-2.1 |
2.9-3 |
2.4 |
7.3-7.5 |
-11 |
-6 |
-4 |
-9 |
рекламно-информационные издания |
0.9-1 |
1-1.1 |
1 |
2.9-3.1 |
-24 |
-21-23 |
-29 |
-30 |
Наружная реклама |
7.5-7.8 |
9-9.3 |
9.3 |
25.9-26.1 |
7 |
8-13 |
6 |
7 |
Интернет |
23.7 |
--* |
28-33* |
83-96 |
31 |
--* |
21-34 |
24 |
Другие медиа |
0.7 |
1.12 |
0.8 |
2.7 |
8 |
1 |
4 |
2 |
ВСЕГО |
75-75.5 |
86 |
77-81 |
238-250 |
18 |
16* |
8-14 |
13 |
* Эсперты, делая расчеты по первому полугодию, разошлись в оценке сегмента интернет-рекламы. Подсчет данных в этом сегменте по отдельно взятому второму кварталу некорректен. Оценка всего рынка и его динамики за второй квартал, на которую не могли не повлиять цифры по интернету, приводится по нижней границе.
Источники: Ассоциация коммуникационных агентств России; расчеты AdIndex