09 Ноября 2016 | 14:20

В четвертом квартале расходы на рекламу должны снизиться

Рост рекламного рынка во втором полугодии ожидаемо замедлился. Если по итогам первых шести месяцев прирост составлял, по версии Ассоциации коммуникационных агентств России, 17%, то по результатам девяти месяцев – лишь 13%. В четвертом квартале неизбежно падение

Картинка В четвертом квартале расходы на рекламу должны снизиться

Общие расходы на рекламу в январе-сентябре 2016 года увеличились на 13%, до 238-250 млрд руб., отчиталась Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Если сопоставить эти цифры с предыдущими подсчетами ассоциации, то выходит, что в отдельно взятом третьем квартале рост составил 8-14%, до 77-81 млрд руб. Причем такая широкая «вилка» получается из-за того, что эксперты АКАР по-прежнему не могут достоверно оценить расходы на интернет-рекламу. Без учета этого спорного сегмента в целом затраты на рекламу в июле-сентябре увеличились лишь на скромные 8% против 16% в апреле-июне и 18% в январе-марте.

Замедление темпов роста во втором полугодии 2016 года было неизбежным. Начало предыдущего, 2015 года, ознаменовалось резким снижением активности рекламодателей после шоковой девальвации рубля в декабре 2014-го. В январе-марте 2015-го общие расходы на рекламу упали, по версии АКАР, сразу на 17%, до 63,4-63,9 млрд руб. В последующие два квартала рынок продолжал падать, но в конце прошлого года стал быстро восстанавливаться. В октябре-декабре 2015 года бюджеты на рекламу в целом, по данным АКАР, снизились менее чем на 1%, до 98-98,5 млрд руб.

В этом году восстановление  рынка продолжилось. И соответственно, низкая база первых месяцев 2015 года обеспечила бурный рост в начале уже этого года. Зато высокая база последних месяцев 2015 года приводит к тому, что сейчас рост становится все менее заметным. Мало того, в четвертом квартале этого года практически во всех медиа рекламные доходы будут меньше, чем годом ранее.

Показательно в этом отношении ТВ. В первом квартале этого года общая рекламная выручка телевещателей, по версии АКАР, увеличилась на 19%, до 35,7-26.2 млрд руб., во втором – на 15%, до 35,6 млрд руб., в третьем – на 7%, до 31,1 млрд руб. Всего за девять месяцев это дает прирост на 13%, до 102,4-102,9 млрд руб.

А по итогам всего 2016 года ТВ может заработать на рекламе 146 млрд руб., заявлял в октябре директор по маркетинговым исследованиям «Национального рекламного альянса» Сергей Веселов. Тем самым, в октябре-декабре рекламные доходы телеканалов могут составить 43,1-43,6 млрд руб., что на 6% меньше, чем годом ранее.

Аналитики ZenithOptimedia в сентябре прогнозировали, что затраты на телерекламу в этом году вырастут на 6%, до 144,9 млрд руб. Сопоставление этих данных с оценкой АКАР за девять месяцев говорит о том, что, по версии ZenithOptimedia, в отдельно взятом четвертом квартале рекламные доходы телевещателей снизятся на 8%.

На радио в четвертом квартале возможно падение рекламных доходов на 15%, в наружной рекламе – на 3%, в прессе – на 1%, следует из последнего прогноза ZenithOptimedia.

Оценить перспективы интернет-рекламы в четвертом квартале проблематично из-за того, что эксперты АКАР, как уже упоминалось ранее, разошлись в походах к оценке этого сегмента. Но из отчетности крупнейших компаний Рунета – «Яндекса» и Mail.ru Group – следует, что в четвертом квартале динамика их выручки, скорее всего, будет ниже, чем в предыдущие кварталы. В октябре-декабре доходы «Яндекса» могут увеличиться на 6-12%, а Mail.ru Group – лишь на 3% (без учета приобретенного в ноябре Delivery Club).

 
Расходы на рекламу в 2016 году

Медиа
Доходы от рекламы в 2016 году
(млрд руб. без НДС)
Изменение к аналогичному периоду 2015 года (%)
январь-март апрель-июнь июль-сентябрь январь-сентябрь январь-март апрель-июнь июль-сентябрь январь-сентябрь
Телевидение

35.7-36.2

35.6

31.1

102.4-102.9

19

15

7

13

в том числе эфирное

35-35.5

34.6

30.1-30.4

100-100.5

18

14

6

12

тематическое

0.72

0.94

0.79

2.45

110

62

34

64

Радио

2.7-2.9

3.7-3.8

3.6

10.1-10.3

12

3-6

6

7

Пресса

4.2-4.4

5.5

4.2

13.9-14.1

-14

-14

-14

-15

в том числе газеты

1.2-1.3

1.5-1.6

0.8

3.5-3.7

-10

-16-17

-20

-13

журналы

2-2.1

2.9-3

2.4

7.3-7.5

-11

-6

-4

-9

рекламно-информационные издания

0.9-1

1-1.1

1

2.9-3.1

-24

-21-23

-29

-30

Наружная реклама

7.5-7.8

9-9.3

9.3

25.9-26.1

7

8-13

6

7

Интернет

23.7

 --*

28-33*

83-96

31

 --*

21-34

24

Другие медиа

0.7

1.12

0.8

2.7

8

1

4

2

ВСЕГО

75-75.5

86

77-81

238-250

18

16*

8-14

13

* Эсперты, делая расчеты по первому полугодию, разошлись в оценке сегмента интернет-рекламы. Подсчет данных в этом сегменте по отдельно взятому второму кварталу некорректен.  Оценка всего рынка и его динамики за второй квартал, на которую не могли не повлиять цифры по интернету, приводится по нижней границе.        

Источники: Ассоциация коммуникационных агентств России; расчеты AdIndex    

    

Автор: Сергей Соболев

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.