Каких результатов стоит ожидать ритейлерам и производителям от новогодних и рождественских продаж 2012-2013 годов
Россияне не готовы экономить на алкоголе в Новый Год. Выбор потребителей в Новый год – изысканные угощения
В преддверии новогодних и рождественских праздников компания Nielsen, ведущий мировой эксперт в области маркетинговой информации, исследовала рынок товаров повседневного спроса и узнала, чего стоит ожидать ритейлерам и производителям от наступающего праздничного сезона.
«Россия остается одним из наиболее стабильных европейских рынков и едва ли какие-либо конъюнктурные изменения мировой экономики смогут кардинально повлиять на предновогодний шоппинг. Тем не менее, рецессия скорректировала потребительские привычки россиян, сделав процесс традиционных закупок к праздничному столу более рациональным и взвешенным», комментирует Екатерина Эдельштейн, Директор отдела по работе с клиентами, Nielsen Россия.
Новогодние праздничные дни оказывают свое влияние на рост рынка товаров повседневного спроса, и особый вклад среди продовольственных и непродовольственных групп товаров вносят категории шоколадных конфет, крепких алкогольных напитков, а также средств по уходу за телом.
Высокий сезон продаж шоколадных конфет в коробках приходится на ноябрь-апрель, в этот период средние объемы продаж в 2010-2011 гг. выросли более чем на 50% в натуральном выражении по сравнению с остальным годом (май-октябрь), в то время как пик продаж для категории фигурного шоколада ограничен новогодними праздниками и длится в течение декабря-января.
«Традиционно, один из самых серьезных всплесков продаж на FMCG-рынке в отдельных «праздничных» группах товаров приходится на конец декабря - начало января. В последние несколько лет новогодний ажиотаж давал рост по ряду категорий до двух раз, и в этом году, мы не ожидаем кардинальных перемен ни в пользу увеличения, ни уменьшения продаж на рынке товаров повседневного спроса», продолжает Е. Эдельштейн.
Все без исключения крепкие спиртные напитки демонстрирует рост объемов продаж в новогодние праздники. В высокий праздничный сезон происходит перераспределение потребительских предпочтений в сторону премиального сегмента: потребители не готовы экономить на крепком алкоголе и стараются покупать более дорогие продукты. Безусловными лидерами роста являются шампанские и игристые вина, ставшие неотъемлемой частью традиционного новогоднего стола: до 70-80% годовых продаж этих категорий приходится на декабрь-январь.
Российские потребители стараются разнообразить новогодний стол, и в последние несколько лет заметен более сильный прирост объемов продаж напитков, часто используемых для изготовления коктейлей, таких как ром и текила по сравнению с алкоголем, употребляемым в «чистом» виде – водка или бренди.
Рост объемов продаж алкоголя в новогодние праздники в крупнейших городах России1
Алкогольные напитки и шоколадные конфеты чаще всего покупаются потребителями «на стол», в то время как наборы, включающие в себя гели для душа, пены для ванн, дезодоранты являются одними из самых распространенных подарков. Предновогодний и новогодний периоды характеризуются всплеском промо-акций и резким ростом продаж различных наборов (дезодоранты, гели для душа, пены для бритья и т.д.), который сохраняется вплоть до марта.
Рост объемов продаж наборов средств по уходу за телом в новогодние праздники в России2
«Новогодние праздники – горячий период не только для потребителей, но и для всех игроков рынка. Ритейлеры и производители с осени начинают готовиться для того, чтобы обеспечить достаточное предложение товаров на полках, оптимальную выкладку и выгодные для потребителя промо-предложения. И, если раньше потребителя привлекали промо-акции с дополнительным подарком, то сегодня, в его глазах все больше выигрывают предложения дополнительного веса\объема продукта за те же деньги или ценовые промо», комментирует Е. Эдельштейн.
1 — Данные аудита розничных продаж в 18 городах России (Владивосток, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Краснодар, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Уфа, Хабаровск, Челябинск)
2 — Данные аудита розничных продаж в национальной городской России (города с населением свыше 10 тыс. чел.)