Телеизмеритель TNS Russia сменит название
Федеральная антимонопольная служба разрешила государственному ВЦИОМу приобрести 80% действующего телеизмерителя TNS Russia. После закрытия сделки исследовательская компания, скорее всего, откажется от своего привычного бренда
Согласие есть
ФАС удовлетворила ходатайство ООО «ВЦИОМ-Медиа» на приобретение голосующих акций ЗАО «ТНС Гэллап Медиа», сообщил AdIndex заместитель руководителя службы Андрей Кашеваров. Ведомству потребовались считанные дни, чтобы выдать положительное заключение.
Покупателем выступает зарегистрированная в апреле этого года компания, учредителями которой являются АО ВЦИОМ (его единственный акционер – Росимущество) и связанный с ним Фонд содействия изучению общественного мнения ВЦИОМ.
Сама сделка – следствие принятых Госдумой в минувшем июне поправок в законы «О СМИ» и «О рекламе». В соответствии с ними измерять отечественную телеаудиторию могут только российские юрлица, в которых доля иностранного капитала не превышает 20%. К январю 2017-го Роскомнадзор должен наделить соответствующими полномочиями исследователей, отвечающих этим требованиям, а с сентября 2017-го все рекламодатели, их агентства, телеканалы и их сейлз-хаусы при размещении рекламы обязаны использовать данные только таких уполномоченных компаний.
До сделки с ВЦИОМом действующий российский телеизмеритель – TNS Russia – на 100% принадлежал британскому коммуникационному холдингу WPP. ООО «ВЦИОМ-Медиа» покупает 80% ЗАО «ТНС Гэллап Медиа», занимающегося медиаизмерениями, и через эту компанию становится также и совладельцем дочернего ЗАО «ТНС Гэллап Эдфакт», специализирующегося на мониторинге рекламы.
Для финансирования сделки «дочка» ВЦИОМа привлекла в ВТБ семилетний кредит на 1,4 млрд руб.
В сделку не вошла третья компания, ранее образовывавшую группу TNS Russia, – ЗАО «ТНС МИЦ». Оно управляет Маркетинговым информационным центром и проводит исследования под заказ конкретных клиентов.
В 2015 году выручка ЗАО «ТНС Гэллап Медиа» по РСБУ, по данным «СПАРК-Интерфакс», превысила 1,471 млрд руб., прибыль от основной деятельности – 269,8 млн руб., чистая прибыль – 420,8 млн руб. Аналогичные показатели ЗАО «ТНС Гэллап Эдфакт» за тот же год – соответственно 595,7 млн, 119 млн и 98,3 млн руб., ЗАО «ТНС МИЦ» – почти 1,1 млрд, 119,9 млн и 110,9 млн руб.
Названия нет
Сделка по покупке двух компаний TNS Russia закрыта на 99%, уточнил AdIndex гендиректор «ВЦИОМ-Медиа» Алексей Малинин. По его словам, все юридические формальности улажены, осталось согласовать лишь незначительные технические вопросы.
После закрытия сделки приобретенные компании сменят свои названия, измеритель, по всей видимости, не будет называться ни «ВЦИОМ-Медиа», ни TNS Russia, утверждают источники AdIndex, близкие к WPP. «Название точно изменится, но каким оно будет, даже я пока не знаю», – подтвердил г-н Малинин.
В последнее время российские медиахолдинги полюбили слово «национальный». В 2014 году для управления новым эфирным каналом «Газпром-Медиа» – «Матч ТВ» – было создано юрлицо, которое получило название «Национальный спортивный телеканал». А учрежденный тем же «Газпром-Медиа», «Первым каналом», ВГТРК и «Национальной Медиа Группой» в минувшем июне мегапродавец телерекламы стал «Национальным рекламным альянсом».
Конфликта интересов нет
Гендиректором ЗАО «ТНС Гэллап Медиа» и ЗАО «ТНС Гэллап Эдфакт» уже много лет является один из основателей TNS Russia Руслан Тагиев. Он же в прошлом году был назначен руководителем всего местного офиса WPP, иными словами кантри-менеджером. Он отвечает за локальный бизнес свыше 30 сетевых агентств и их подразделений. Общая российская выручка WPP, как следует из его материалов, составила в первом полугодии 2016 года около $100 млн, в местных компаниях британского холдинга работает около 2 тыс. человек.
Руслан Тагиев «по крайней мере, на ближайшие месяцы» останется гендиректором приобретенных ВЦИОМом компаний, заверил Алексей Малинин. По его мнению, он может при этом быть и кантри-менеджером WPP: никакого конфликта интересов тут не будет, ведь британский холдинг по-прежнему и акционер ЗАО «ТНС Гэллап Медиа».
Представители штаб-квартиры WPP и TNS Russia, а также Руслан Тагиев отказались от комментариев. На прошлой неделе, отчитываясь за полугодие, WPP констатировал, что «к сожалению, был лишен в России своего бизнеса в области медиаизмерений из-за принятого Госдумой закона».
Данные TNS Russia являются валютой телерекламного рынка, объем которого за первые шесть месяцев 2016 года достиг 71,3-71,8 млрд руб. Результатами телеизмерений пользуются все рекламные агентства и телевещатели за исключением «Первого канала». Тот еще в 2005 году демонстративно отказался от услуг TNS, но рекламу в его эфире группа «Видео Интернешнл», тем не менее, продает по рейтингам TNS.
Представитель «Первого канала» не ответил на вопрос, готов
ли вещатель после смены собственника TNS вновь стать клиентом
телеизмерителя.