Четыре телеканала стали по итогам полугодия менее привлекательными для рекламодателей
Оживлением рекламного рынка в январе-июне 2016 года не смогли воспользоваться сразу четыре вещателя. Продажи рекламы в натуральном выражении в первом полугодии упали, по данным Media Logics, на «Че», ТВ3, ТНТ и «Пятнице»
Чуть лучше, чем прогнозировалось
Входящая в группу Publicis Media консалтинговая компания Media Logics проанализировала на основе телеизмерений TNS Russia размещение федеральной телерекламы в первом полугодии. В некогда базовой для всего ТВ аудитории «Все зрители старше 18 лет» продажи телерекламы в натуральном выражении выросли в январе-июне 2016 года на 10%, до 731,1 тыс. пунктов рейтинга (условная единица при продаже рекламы в федеральном эфире, отражающая количество зрителей, увидевших стандартный 30-секундный ролик). Таким образом, если в среднем расценки на всех каналах в этом году по меньшей мере не снизились, то рекламные доходы всего ТВ должны были показать в первом полугодии также положительную динамику.
Ассоциация коммуникационных агентств России свою оценку затрат на рекламу во всех медиа назовет только в первой декаде августа. Ранее, в апреле, Инна Жарова, руководитель дирекции продаж группы «Видео Интернешнл» (Vi), крупнейшего в стране продавца телерекламы (обслуживает 13 эфирных телеканалов и еще 4 оказывает так называемые консультационные услуги), заявляла, что за первые шесть месяцев рекламные доходы всего эфирного ТВ могут увеличиться на 13%, до 68-68,6 млрд руб. без НДС.
У Vi нет новой публичной оценки рекламных доходов телеканалов, но, по предварительным подсчетам, в первом полугодии 2016 года динамика оказалась даже «несколько выше», чем предполагалось в апреле, уточнила в пятницу, 15 июля, представитель Vi Елизавета Свиридова.
Четыре аутсайдера
Благополучной конъюнктурой воспользовались не все вещатели. У пяти из них по итогам первого полугодия аналитики Media Logics зафиксировали снижение реализованного рекламного инвентаря (см. таблицу). Наибольшее падение – на 41% – продемонстрировал принадлежащий холдингу «Газпром-медиа» канал «2х2». Но этому есть простое объяснение: с января практически все эфирные частоты этого вещателя перешли к новому каналу ТНТ4, а сам «2х2» остался только в кабельных сетях, что не могло не сказаться на его техническом охвате. Вместе ТНТ4 и «2х2» в этом году продажи рекламы в натуральном выражении превышает прошлогодние показатели одного, тогда еще эфирного «2х2».
Реальным аутсайдером стал принадлежащий «СТС Медиа» канал «Че». В ноябре 2015 года он пришел на смену «Перцу». Но зрители такую замену не оценили. В январе-июне 2016 года среднесуточная доля целевой аудитории «Че» была, по данным TNS Russia, на 0,1 процентных пункта ниже, чем у «Перца» за аналогичный период 2015-го. Рекламный инвентарь на «Че» в первом полугодии был на 13% меньше, чем годом ранее.
Пресс-секретарь «СТС Медиа» Игорь Иванов отказался от комментариев. Но в пятницу холдинг официально подтвердил ранее появившуюся информацию об уходе гендиректора «Че» Рубена Оганесяна.
Терял зрителей и принадлежащий «Газпром-медиа» канал ТНТ. Из всех федеральных телеканалов именно он по итогам полугодия продемонстрировал самое большое снижение среднесуточной доли своей целевой аудитории – сразу на 1,5 процентных пункта. Рекламный инвентарь на ТНТ за шесть месяцев уменьшился на 7%. В конце мая стало известно, что телеканал покинул его директор Игорь Мишин.
Зафиксировано снижение рекламного инвентаря и на входящих в «Газпром-Медиа» ТВ3 и «Пятнице» – соответственно на 8% и 1%. При этом среднесуточная доля целевой аудитории ТВ3 в январе-июне осталась на уровне прошлого года, а на «Пятнице», по данным TNS Russia, даже выросла на 0,2 процентных пункта.
Директор по корпоративным коммуникациям «Газпром-Медиа» Ирина Осадчая получила запрос AdIndex, но не сочла для себя приемлемым на него ответить.
Дальше – хуже
Динамика телеререкламного рынка замедляется, еще в апреле предупреждала Vi. Если в первом квартале рекламные доходы эфирных телеканалов выросли на 18%, до 35,2-35,8 млрд руб., то во втором – только на 8%, до 33-33,1 млрд руб., следует из озвученного в апреле прогноза Инны Жаровой. Об этом же свидетельствуют и данные Media Logics: продажи телерекламы в натуральном выражении в январе-марте выросли на 15%, до 398,3 тыс. пунктов рейтинга в аудитории «Все зрители старше 18 лет», в апреле-июне – только на 4%, до 332,8 тыс. пунктов рейтинга.
А во втором полугодии уже возможна отрицательная динамика.
Агентство ZenithOptimedia (как и Media Logics, входит в Publicis Media) сейчас
прогнозирует,
что по итогам всего 2016 года затраты на телерекламу могут вырасти на 4%, до
142,2 млрд руб.
Из сопоставления текущего прогноза ZenithOptimedia и апрельского Vi следует,
что при росте общих затрат на телерекламу в первом полугодии на 13%, во втором
уже возможно их падение на 3%, примерно до 72,6-73,2 млрд руб.
На весь 2016 год прогноза у Vi по-прежнему нет. «Можем лишь сказать, что ожидаем по году single digit [то есть от 1 до 9%] рост», – отметила представитель Vi Елизавета Свиридова.
Продажи рекламы в федеральном телеэфире в первом полугодии 2016 года
Вещатель |
Целевая аудитория* |
Среднесуточная доля** целевой аудитории в первом полугодии 2016 года (%) |
Изменение к аналогичному периоду 2015 года (процентный пункт) |
Реализованный рекламный инвентарь в первом полугоди 2016 года (тыс. GRP***) |
Изменение к аналогичному периоду 2015 года (%) |
Россия | Зрители старше 25 лет | 13,5 | -0,2 | 103,963 | 11 |
Первый канал | Зрители 14-59 лет | 11,9 | -1,1 | 87,489 | 6 |
Пятый канал | Зрители 25-59 лет | 5,9 | 0,1 | 47,546 | 4 |
РЕН ТВ | Зрители 25-54 лет | 6,1 | 1,3 | 43,371 | 27 |
ТВ3 | Зрители 25-59 лет | 3,5 | 0 | 33,729 | -8 |
ТВ Центр | Зрители старше 18 лет | 3,9 | 0,3 | 30,302 | 11 |
Звезда | Зрители старше 18 лет | 2,5 | 0,1 | 23,796 | 22 |
Ю | Женщины 14-39 лет | 2,5 | -0,1 | 22,197 | 14 |
Пятница | Зрители 14-44 лет | 2,8 | 0,2 | 20,285 | -1 |
Disney | Зрители 10-45 лет | 2,1 | -0,1 | 17,702 | 0 |
Карусель**** | Зрители 4-45 лет | 4,6 | 1,6 | 11,573 | -- |
Муз ТВ**** | Зрители 11-34 лет | 0,5 | 0,2 | 10,940 | -- |
Россия 24**** | Зрители старше 18 лет | 2,4 | -0,6 | 5,848 | -- |
Каналы, консультируемые группой «Видео Интернешнл» (Vi) | |||||
СТС | Зрители 10-45 лет | 8,7 | 0,9 | 58,130 | 12 |
Домашний | Женщины 25-59 лет | 4,1 | 0,6 | 38,684 | 21 |
Че | Зрители 25-49 лет | 1,6 | -0,1 | 12,900 | -13 |
CTC Love | Зрители 11-34 лет | 1,3 | 0,4 | 8,001 | 47 |
Каналы, обслуживаемые сейлз-хаусом «Газпром-Медиа» | |||||
НТВ | Зрители старше 18 лет | 9,9 | -0,7 | 103,535 | 3 |
ТНТ | Зрители 14-44 лет | 11,4 | -1,5 | 74,611 | -7 |
Матч ТВ***** | Мужчины 25-59 лет | 3,4 | -0,7 | 21,530 | 12 |
ТНТ4****** | Зрители 14-44 лет | 0,9 | -- | 5,402 | -- |
2х2****** | >Зрители 11-34 лет | 1,6 | -0,6 | 6,887 | -41 |
* Аудитория, по которой продается реклама. Данные по
среднесуточной доле и реализованному рекламному инвентарю приводятся в целевой
аудитории каждого вещателя.
** Выраженное в процентах соотношение зрителей данного канала ко всем, кто за
отчетный период смотрел телевизор.
*** GRP - пункт рейтинга; условная единица при продаже телерекламы. Означает
количество зрителей, увидевших стандартный 30-секундный
ролик.
**** Реклама в федеральном эфире «Карусели» и «Муз ТВ» продается по пунктам
рейтинга с января, «России 24» - с апреля 2016 года.
***** "Матч ТВ" вещает на эфирных частотах "России 2" с ноября 2015 года.
Среднесуточная доля и реализованный инвентарь сравниваются с показателями
«России 2» в той же целевой аудитории.
****** С января 2016 года на эфирных частотах «2х2» вещает новый канал ТНТ4,
«2х2» сейчас распростряняется в кабельных сетях.
Источники: TNS Russia, Media Logics