Технологии изнутри: как «Яндекс» проверяет видимость рекламы
Борис Омельницкий, директор по развитию Adfox в «Яндексе», рассказал, как работает контроль видимости медийных баннеров на ресурсах интернет-компании и в ее рекламной сети
Горячий вопрос в медийной рекламе – что считать успешным донесением рекламного сообщения до целевой аудитории?
У печатной прессы есть доверенные тиражные аудиторы, у телеканалов — медиаизмерители, панелисты и пиплметры. Реклама в интернете, казалось бы, учитывает каждый показ и может сама себя аудировать. Но что именно считать «показом»? Даже если баннер загрузился в браузер, нет гарантии, что у пользователя была возможность увидеть рекламу. Он мог быстро прокрутить страницу ниже, не заметив баннер в «шапке». Или наоборот — посмотреть только в первый экран, когда рекламный блок расположен во втором. Может это вообще был не пользователь, а робот. В любом из этих примеров с технической точки зрения показ был, однако фактически он не обеспечил контакт с потенциальным клиентом.
Критерии видимости рекламы
С точки зрения рекламодателей, показ рекламы – это просмотр целевым зрителем. Поэтому отраслевая стандартизация – это прежде всего описание четких критериев видимости рекламы. В мире самым авторитетным стандартом описания видимых показов является MRC Viewable Ad Impression Measurement Guidelines Version 2.0. Стандарт был разработан в августе 2015 г. в профессиональном объединении медиаиздателей IAB, согласован с профессиональными объединениями американских рекламодателей 4A и агентств ANA, утвержден Media Rating Council (MRC) – организацией, регламентирующей все медиаизмерения в США.
Стандарт IAB для видимых дисплейных рекламных показов:
- Не менее 50% пикселей рекламного сообщения находятся в
видимой области браузера.
- Время экспозиции рекламного сообщения составляет не менее одной секунды.
С момента запуска RTB-технологии продажи и покупки баннерной рекламы в 2012 году, «Яндекс» обеспечивает контроль видимости по собственным критериям, которые превосходят рекомендации IAB/MRC по продолжительности видимого контакта в два раза. Наши многолетние наблюдения показали: чтобы сделать мотивированный клик, пользователю нужно хотя бы 2 секунды на ознакомление с баннером. Поэтому каждый показ, выкупленный рекламодателями на ресурсах «Яндекса» и в РСЯ, много лет соответствует таким требованиям:
- Более 50% площади баннера находится в видимой области
браузера;
- Баннер находится в видимой зоне экрана не менее двух секунд.
Как работает контроль видимости
Баннерная реклама размещается через специальный код на сервисах «Яндекса» и партнерских площадках. Этот код собирает подробные данные из браузера, как именно пользователь взаимодействовал со страницей. Затем система сверяет данные о показе с критериями видимости и принимает решение, считать ли его успешным.
Рекламодатели оплачивают только «видимые» показы. Так что
если вы заплатили за 1000 показов, в реальности баннер может показываться
больше тысячи раз — до тех пор, пока не наберется такая тысяча, когда у
пользователя точно была возможность увидеть рекламу.
В статистике по рекламным кампаниям в Яндекс.Дисплее в графе «показы»
отображаются именно оплаченные видимые показы. А вот в графе «Выигрыши» можно
посмотреть общее число загрузок баннеров, которые соответствовали критериям
таргетингов и выиграли показы по ценовым характеристикам. «Засчитанные показы,
%» — доля видимых показов от всех загрузок.
Результаты проверки видимости с использованием независимого измерителя
Недавно для дополнительного подтверждения показателей видимости была использована технология vCE (validated Campaign Essentials) от международной исследовательской компании comScore, которая аккредитована в Media Rating Council для валидации рекламных кампаний.
Исследование проводилось для аукционного размещения на собственных и партнерских площадках Яндекса в период с 26 января по 1 февраля 2016 года.
Параметры кампании: геотаргетинг – Россия; поисковый ретаргетинг на пользователей, интересовавшихся автомобилями C и D-классов; ограничение частоты показа на уникального зрителя — не более 3-х раз в неделю.
В период измерения одновременно с каждым показом баннера сервер вызывал код счетчика comScore, который также собирал лог событий по каждому показу.
Общее количество загрузок баннеров, которые соответствовали критериям таргетингов и выиграли показы по ценовым характеристикам («Выигрыши» у Яндекса), comScore учитывает как Gross Impressions. Затем comScore по технологии vCE рассчитывает показатели видимости с использованием собственных алгоритмов comScore и критериев видимости IAB/MRC.
Итого:
- Внешний независимый измеритель comScore проверил и подтвердил количество
медийных показов на ресурсах Яндекса с гарантированной видимостью по критериям
качества IAB/MRC.
- Внешняя оценка доли Human Traffic составила 99,7% — практически 100%
засчитанных системой показов генерируют реальные пользователи.
Как еще поддерживается качество контакта:
1. Ручной контроль площадок и стартовый аудит размещения. Все партнёрские сайты внимательно проверяются и периодически получают рекомендации по грамотному размещению рекламных блоков в зоне наибольшего визуального контакта. Каждая площадка проходит модерацию, и возможность размещать у себя RTB-блоки достается только тем, кто соответствует требованиям.
2. Точное нацеливание. Большинству рекламодателей нужно донести сообщение только до своей целевой аудитории, не оплачивая показы всем подряд. Для этого у нас есть большой выбор таргетингов.
3. Система фильтрации фрода. Это к вопросу о роботах и злоумышленниках. С ними борется многоступенчатая система антифрода. Она не только заточена на борьбу с кликфродом, но и на лету отфильтровывает показы ботам.