Российский видеохостинг пытается брать свое
Сегодня на рынок видеохостинга Рунета выходит все больше новых игроков. По мнению наблюдателей, хоть многие сервисы и представляют собой «клоны» уже известного западного YouTube, но за счет небольшой на сегодня конкуренции на отечественном рынке достаточно молодые сайты могут получить хорошую посещаемость...
Так, 12 марта, служба Smotri.com, созданная в начале 2007 года, подвела свои первые итоги. Тем не менее, как показывает оценка российского видеохостинга, несмотря на обилие локальных ресурсов, лидерство по посещаемости у отечественных пользователей до сих пор принадлежит пионеру западного рынка YouTube.
По данным компании «Медиа Мир», владельца единой службы видеохостинга Smotri.com, средняя посещаемость ресурса превышает 350 тыс. посетителей в день. Аудитория на 11 марта, по данным Liveinternet.ru, составила 298 169 посетителей. Ежедневно пользователи посматривают более 2 млн видеороликов на Smotri.com и свыше 2 тыс. новых видеосюжетов добавляют в базу сервиса каждый день.
Как рассказали в пресс-службе компании «Медиа Мир», в начале прошлого, 2007 года, стало очевидно, что Рунет вышел на тот уровень, когда становятся востребованными такие сервисы, как видеохостинг: с одной стороны, у пользователей появился интерес к съемке и демонстрации своего видео, а с другой стороны, появились для этого и технологические возможности, включая активное развитие широкополосного доступа. Тогда же на рынке была представлена технология, известная сегодня под маркой Smotri.com. Это аппаратно-программный комплекс, позволяющий загрузить видео практически в любом видеоформате. Система перекодирует файл в единый, оптимизированный для web, формат .flv. Далее видео помещается в файлохранилище, которое доступно любому пользователю Интернета. Для просмотра видео не требуется предварительного скачивания - оно проигрывается онлайн, и для этого используется обычный интернет-браузер.
Служба видеохостинга Smotri.com представляет собой единую базу видеороликов, доступ к которой открыт через головной ресурс Smotri.com и партнерские сайты-витрины. В целях тестирования разработки в январе 2007 года специалисты запустили видеохостинг LoadUp, и уже летом стало понятно, что технология себя оправдала. Ранее, в сентябре, на ее основе была создана целая система видеохостингов. На данный момент кроме LoadUp сеть насчитывает порядка 40 витрин, в их числе - webpartizan.ru, video.readme.ru, video.utro.ua. Пользователи сайтов просматривают более 2 млн видеороликов из базы системы.
Стабильный рост посещаемости службы Smotri.com обусловлен внедрением новых сервисов, которые, по мнению разработчиков, в России аналогов не имеют. Так, в октябре прошлого года на видеохостинге появился сервис онлайн-вещаний. «Вещания» - это онлайн-трансляции видео на сайте Smotri.com. Любой пользователь может показать себя окружающим, создав персональный канал онлайн-вещания. К его услугам качественный канал воспроизведения и удобный интерфейс создания авторской трансляции. Чтобы начать вещание, надо зарегистрироваться на Smotri.com, установить веб-камеру, подключить микрофон, зайти на страницу вещаний и создать новую трансляцию. Вещать можно, не ограничивая круг зрителей, но при желании трансляцию можно и скрыть от посторонних, установив на нее пароль. В этом случае видео будет доступно только ограниченному кругу друзей и знакомых или только одному-единственному человеку. С вещающим предусмотрена обратная связь через публичный чат, он может читать, что ему пишут, и в режиме онлайн в камеру отвечать на вопросы.
В ноябре 2007 года Smotri.com запустил еще одну услугу, которая, как говорят в компании «Медиа Мир», пока также не имеет аналогов в Рунете, - MoneyUp. Это сервис интеграции рекламных роликов в видео пользователя. Рекламодатели Smotri.com имеют возможность размещать в видео не только статичную рекламу, но и полноценные ролики, снятые для телевизионного размещения. Таким образом, у пользователей видеохостинга Smotri.com появилась возможность заработать деньги за просмотр их авторского видео интернет-сообществом. MoneyUp представляет новый формат интернет-рекламы - кликабельный видеоролик. Просмотрев рекламу, пользователь может кликнуть на ссылку, «зашитую» в ролике, и попасть на сайт компании-рекламодателя. Для интеграции рекламного ролика в свое видео пользователю достаточно подключить сервис MoneyUp. Чем больше людей посмотрит ролик и рекламу в нем, тем больше заработает его автор.
В числе других сервисов Smotri.com можно также отметить раздел «Сообщества», который появился в июле 2007 года. Этот раздел позволяет посетителям Smotri.com создавать открытые и закрытые объединения. Основой для создания сообщества может стать любая тема, взгляд на жизнь, отраженный в видео. Став автором сообщества, любой пользователь может размещать ролики определенной тематики. Подписчики его сообщества незамедлительно получат уведомления о появлении видео. Также на видеохостинге имеются дополнительные платные услуги. Пополнив кошелек на Smotri.com, пользователь может поднять свое видео в «Новинках» на главной странице, стать участником игры «Коронация» и заявить о себе на страницах Smotri.com и сайтов-партнеров, получить неограниченное время и дисковое пространство для загрузки роликов и многое другое.
В рамках продвижения видеохостинга «Медиа Мир» проводит рекламные онлайн-кампании на ведущих развлекательных ресурсах Рунета. Кроме того, в сентябре 2007 года стартовал совместный проект видеохостинга Smotri.com и телеканала MTV.
Хостинг Smotri.com довольно схож с другим западным проектом – YouTube, который уже имеет ряд «клонов» на рынке России. Как отвечают в пресс-службе «Медиа Мир», безусловно, разработка Smotri.com базировалась на опыте зарубежных коллег по рынку. Специалисты заимствовали положительные моменты, а очевидные проблемы в новом проекте, по их мнению, искоренены. Среди новшеств разработчики отмечают удобный инструментарий для партнеров. «Существующие западные видеохостинги предлагали веб-мастерам только опубликованный API (интерфейс программирования), а значит, присоединиться к их партнерской программе могли только те, кто имеет навыки программирования. Smotri.com пошел по-другому пути и создал инструмент витрин. Теперь создать собственный видеохостинг на мощностях этой системы может любой владелец сайта, обладающий элементарными навыками пользования Интернетом. Именно это позволило уже на первых этапах привлечь большое количество сайтов в партнерскую программу Smotri.com», - прокомментировала пресс-служба «Медиа Мир».
Однако, например, по оценкам управляющего партнера компании VideoRadar (национальный видеохостинг, предоставляющий услуги по закачке видео на мобильный, а также размещения его на сайте) Андрея Артищева, функционал сайта Smotri.com не представляет ничего принципиально нового или отличного от других конкурирующих сервисов. Также он отмечает, что в сравнении, например, с YouTube сервис Smotri.com имеет более низкий функционал и меньшую базу видеороликов. А толчком к росту рейтингов могли послужить ресурсы, купленные РБК fishki.net, и другие развлекательные порталы аналогичного характера, которые были переведены на виджеты Loadup и Smotri.com. Кроме того, такому прорыву мог сопутствовать трафик с других интернет-активов группы РБК, где стал продвигаться этот проект. Дальнейшие перспективы развития хостинга Smotri.com г-н Артищев комментирует так: «Они делают ставку на расширение сети партнеров, что видно из их действий на рынке. Из последних действий - покупка домена «Вы Очевидец» у Ивана Усачева и перевод проекта на их видеосеть - только подтверждает данную стратегию».
Если обратить внимание на название хостинга Smotri.com, то создатели говорят, что такое название соответствует общей стилистике Web 2.0, в рамках которой привычными стали домены-глаголы, побуждающие к действию (смотри, вспомни, купи и другие). А окончание «com» дает понятие об амбициях создателей, которые не будут ограничиваться Рунетом. Уже в ближайшем будущем в рамках этой службы разработчики «Медиа Мир» запустят локальные сервисы на разных языках. Также в ближайших планах Smotri.com - запуск дуплексного вещания (для двустороннего общения) в рамках сервиса «Вещание» и создание специального блока трансляций на главной странице сайта.
«Рост популярности видеохостингов обусловлен развитием Интернета и широкополосного доступа в регионах. Толчок к появлению новых стартапов дала также покупка Google сервиса YouTube, за который было заплачено $1,65 млрд. Smotri.com - это один из многих проектов видеохостингов, которые еще будут и будут появляться, и его относительно высокий рейтинг - следствие пока неудовлетворенного «голода» на такие проекты и грамотного маркетинга», - прокомментировали специалисты компании «Финам».
Если обратиться к статистике Liveinternet.ru, то на три позиции от Smotri.com отстает другой видеохостинг – RuTube, который многие наблюдатели считают российской копией YouTube. Рейтинг хостинга сейчас более чем на 60 % отстает по количеству посетителей от Smotri.com. Причем, по данным RuTube, ежемесячно на сайт заходит до 5 млн посетителей. Более того, владельцы российского видеохостинга RuTube Олег Волобуев и Михаил Паулкин договорились о его продаже холдингу «Газпром-медиа», но стоимость сделки пока не анонсируется (см. новость от 23 января 2008 г.).
Не сильно отстает от RuTube сервис «MyBB». Количество посетителей этого хостинга за 11 марта на 20 тыс. меньше, чем у RuTube. «MyBB» — сервис бесплатных форумов, где пользователь может создать свой собственный форум с интересующей его темой, а также закачать видео соответствующей тематики.
На 14-м месте в рейтинге сайтов Рунета находится Corbina.tv - первое интернет-телевидение. На сайте пользователь может смотреть основные телевизионные, частные каналы, рекламные и флеш-ролики, а также эксклюзивное видео. Среди услуг отметим «Виртуальный видеомагнитофон», который позволяет посетителю записывать программы и смотреть в удобное время. По статистике Liveinternet.ru, за вчерашние сутки сайт посетило чуть более 50 тыс. пользователей, что на 40 % уступает позиции «MyBB».
Около 30 тыс. пользователей в сутки заходят на службу «Муви». «Интересен проект тем, что делает не тоже самое, что и все остальные, а нечто оригинальное в СНГ (на западе аналог MetaCafe), а именно - платит деньги авторам за контент. «Насколько это успешно и эффективно, сложно судить со стороны, не зная внутренней информации, но со стороны наблюдать за этим интересно и можно только приветствовать тех, кто делает что-то оригинальное», - прокомментировал Андрей Артищев.
Примерно одинаковое количество пользователей (19-17 тыс.) имеют сервисы «Мувики.Ru» и VideoSaver, находясь на 26-й и 29-й позициях рейтинга Liveinternet соответственно.
Несмотря на обилие русскоязычных сервисов, по мнению многих специалистов, первое место Рунете среди видеохостингов занимает YouTube. По данным VideoRadar, сервисом YouTube в день пользуется 1,5-2 млн русскоязычных пользователей. Как отмечают в компании «Финам», на сегодняшний день различий в видеосервисах немного - это стандартный набор функций и формат, заданный YouTube. И вышеупомянутый Smotri.com пока ничем особенным не выделяется.
Кроме того, к созданию видеохостингов сейчас прибегают социальные сети. «Пользователи хотят обмениваться в социальных сетях не только фотографиями, но и звуком, и «живой» картинкой. И создатели социальных сетей охотно предоставляют такие возможности», - комментирует менеджер по связям с общественностью компании «Яндекс» Дина Литвинова. Но г-н Артищев определяет такую тенденцию как неудачную. «Сервис videogaga.ru провалился, хотя раскручивался при участии такого мощного трафикогенератора, как «Одноклассники», в лице родственной компании, и на данный момент имеет около 6 тыс. посетителей в день. Видеосервис Vkontakte мы также оцениваем как слабый по трафику и неконкурентоспособный по сравнению ни с одним из вышеперечисленных сервисов по технологиям и функционалу. На мой взгляд, социальным сетям нужно сосредотачиваться на их ключевом продукте и обеспечивать просто интеграцию виджетов других видеосетей, а не препятствовать этому, закрывая возможность вставки виджетов видеохостингов. Можно, конечно, и свой сделать, но было бы ошибкой отказаться полностью от поддержки виджетов (плееры, что встраиваются в социальные сети и блоги) других видеохостингов, так как основной их продукт станет слабее в случае отказа поддержки сторонних видеохостингов», - прокомментировал Андрей Артищев.
Как отмечают эксперты, сегодня конкуренция на этом рынке пока не самая большая, что позволяет запускать различные проекты, чем и объясняется появление различных видеосервисов на самых разных сайтах. Рынок пока не сегментирован, разделение и уход в узкие ниши пока еще впереди (хотя, конечно же, появляются и специализированные видеохостинги, как например, «Видео.НеДома.ру», посвященный спортивному экстриму), именно в этом уходе в узкие ниши и будет развиваться в дальнейшем этот рынок, так как конкурировать с крупными компаниями, обладающими большими ресурсами, другим сервисам будет невозможно. Другим путем развития может стать объединение сервисов, консолидация рынка и увеличение доли эксклюзивного контента от профессионалов, доступ к телевещанию.
«Этот сегмент относится к категории растущих. Видеосервисы будут внедряться не только как самостоятельные проекты типа YouTube, но и как встроенные сервисы в ресурсах различной направленности. Его возможности широко используют, например, новостные сайты, сайты телекомпаний и так далее. Залогом успешного развития этого сегмента становится заинтересованность рекламодателей в развитии этого направления, широкие возможности для маркетинга и продвижения брендов, намечается тенденция оплаты авторам за выложенный контент. Именно оплата автору за контент может стать одним из наиболее привлекательных инструментов продвижения сайта. Что касается появления видеосервисов в социальных сетях, то это логичное продолжение развития этого направления: видеосервисы появились как в американских социальных сетях, так и в российских, и заняли там свою нишу», - резюмируют в «Финаме».
Дарья Тренина