Основные тенденции российского рынка мобильного ритейла в третьем квартале 2013 года
По результатам третьего квартала 2013 года наибольший интерес у россиян вызывают бюджетные смартфоны. При этом, выбирая гаджеты, пользователи интересуются не только брендами и техническими характеристиками устройств, но и возможностью получить бонусы в виде мобильного интернета или скидки на связь
В третьем квартале 2013 года операционная система Android укрепила позиции самой популярной ОС в России. За год продажи смартфонов, работающих на этой операционной системе, увеличились с 64% до 75,6%, прирост в сравнении со вторым кварталом 2013 года составил 4,4 п.п. Рост популярности смартфонов на Android происходит за счет большого количества доступных устройств, которые вызывают интерес у разных целевых аудиторий. По данным Розничной сети МТС, в ценовом сегменте свыше 10 000 рублей четыре из пяти строчек рейтинга популярных моделей смартфонов занимают устройства на Android (см. таблицу 4). Их отличает большая диагональ (от 4’), наличие камеры и высокая производительность. В топ-5 смартфонов в сегменте 5000-9999 рублей на Android работают три устройства, в сегменте от 1500 до 4999 — один смартфон, но самый продаваемый в России (МТС 970).
С другой стороны, при тотальном превосходстве устройств на Android, россияне гибки и готовы рассматривать смартфоны, работающие на альтернативных операционных системах, в первую очередь — Windows Phone, Asha. Как показывают данные Розничной сети МТС, в третьем квартале 2013 года доля проданных смартфонов на ОС Windows Phone вдвое превысила среднерыночный показатель (11,2% против 6,2%). Произошло это из-за наличия субсидий на мобильные устройства, работающие на продуктах Microsoft.
Тенденция №1. Россиянам интересны гаджеты в комплекте с бонусами от оператора
При выборе новых гаджетов россияне интересуются не только самими устройствами, но и возможностью получить бонусы от операторов. Так, по итогам третьего квартала в лидеры продаж смартфонов, проданных во всех ценовых категориях, вошли устройства, реализованные в рамках маркетинговых акций с операторами связи. Вендорам выгодно, чтобы пользователи были мотивированы различными операторскими бонусами. Таким образом, A-бренды пытаются удержать долю рынка, вступая в борьбе за клиента в коалицию с операторами связи.
Опыт Розничной сети МТС показывает, что на фоне падающего интереса россиян к продуктам A-брендов, связка «гаджет + операторское предложение» позитивно сказывается на продажах. Так, если в третьем квартале 2013 года Nokia занимала 14,6% российского рынка смартфонов, то в структуре продаж Розничной сети МТС смартфоны Nokia заняли в полтора раза больше — 22,4%. Причина позитивной динамики — бонусы, которые в течение всего квартала МТС предлагала покупателям линейки Lumia и Asha, возвращая на счет до двух тысяч рублей на оплату мобильного интернета.
Тенденция №2. RIP Symbian
Третий квартал 2013 года ознаменовал закат эпохи операционной системы Symbian. За год в сравнении с третьим кварталом 2012 года продажи Symbian-устройств в России сократились в 35 раз. В июле-сентябре текущего года лишь 0,3% от проданных в России смартфонов работали на этой системе, тогда как годом ранее — 10,7%. За год в десять раз сократилось и число аппаратов с операционной системой Bada от Samsung — в третьем квартале лишь 1,3% проданных в России смартфонов работало на Bada (годом ранее — 11,7%).
Табл. 1. Структура продаж смартфонов на рынке РФ в разрезе операционных систем в штучном выражении
Операционные системы |
3Q2012 |
3Q2013 |
---|---|---|
Android |
64,0% |
75,6% |
Asha |
2,7% |
8,9% |
IOS |
6,0% |
7,9% |
Windows Phone |
4,7% |
6,2% |
Bada |
11,7% |
1,0% |
Symbian |
10,7% |
0,3% |
Прочие |
0,3% |
0,1% |
Источник: оценка Розничной сети МТС;
Место Symbian в продуктовой линейке Nokia заняли операционные системы Asha и Windows Phone — первая для бюджетных смартфонов серии Asha, вторые — для более дорогой серии Lumia. Такой подход позволил Nokia удержать продажи на уровне 14,6%, продемонстрировав самые низкие из списка лидеров прошлогоднего рейтинга темпы сокращения доли рынка в России. В третьем квартале 2013 года продажи устройств Nokia сократились с 16,7 пп до 14,6 пп, при этом у Samsung тот же показатель снизился с 43,6% до 28,3%, у Sony — с 9,3% до 6,8%, а у HTC — с 7,9% до 6,3%.
Табл. 2. Структура продаж смартфонов в Розничной сети МТС в разрезе операционных систем в штучном выражении
Операционные системы |
3Q2012 |
3Q2013 |
---|---|---|
Android |
52,6% |
76,9% |
Windows Phone |
7,6% |
11,2% |
Asha |
2,9% |
11,1% |
Symbian |
19,5% |
0,3% |
Bada |
8,7% |
0,3% |
IOS |
8,4% |
0,0% |
Прочие |
0,2% |
- |
Источник: Розничная сеть МТС;
Тенденция №3: B-бренды идут в рост
В третьем квартале сохранился главный тренд первой половины 2013 года — слабеющая доля ведущих игроков на рынке смартфонов в России на фоне растущего интереса к недорогим продуктам B-брендов. За год (третий квартал 2012 – третий квартал 2013) совокупная доля Samsung и Nokia уменьшилась на 17,3 п.п. — с 60,3% до 42,9%. При этом, в структуре продаж продолжают укреплять позиции недорогие устройства производителей «второго эшелона»: россияне стали обращать большее внимание на технические характеристики, выбирая продвинутые гаджеты B-брендов.
Рис. 1. Доли вендоров на рынке смартфонов России в натуральном выражении, 2012-2013 гг.
Источник: оценка Розничной сети МТС
Популярность брендов «второго эшелона» в России уверенно растет. Самый впечатляющий результат показал российский бренд Explay, который за год увеличил присутствие на рынке с 0,4% до 2,8%, а также марка ZTE – с 0,3% до 1,0%. Устройства Philips модельной серии Xenium в третьем квартале 2013 года в сравнении с третьим кварталом 2012 года выросли в продажах на 1 п.п. до 1,9%, также укрепили позиции Alcatel – с 1,7% до 4,3% и Huawei — с 1,3% до 1,7%. Кроме того, 1,2% рынка заняли появившиеся в конце 2012 года на российском рынке смартфоны Lenovo. Продукты B-брендов нацелены на продвинутую аудиторию, которая ищет наиболее функциональные смартфоны за меньшие деньги, отбирая покупателей у A-брендов.
Розничная сеть МТС во 3 квартале 2013 года
В 3 квартале 2013 года продажи смартфонов в штучном выражении в Розничной сети МТС превысили среднерыночный показатель на 4,5 п.п. Рост продаж произошел за счет интереса к бюджетным смартфонам. Россияне идут в Розничную сеть МТС для того, чтобы приобрести устройства для доступа в интернет. При этом каждый третий смартфон, продаваемый в крупнейшей операторской рознице России, — устройство под брендом МТС. Доля брендированных аппаратов МТС в третьем квартале 2013 года составила 29,7% от общего объема продаж.
Драйвером роста стал операторский смартфон МТС 970.
Появившийся на прилавках в преддверии учебного года, по итогам августа и
сентября он стал самым продаваемым мобильным устройством как в Розничной сети
МТС, так и в России в целом. Успех МТС 970 обеспечила низкая стоимость при
выгодных технических параметрах, а также наличие специального предложения от
оператора — покупатели приобретали телефон всего за 1890 рублей, оплатив три
месяца мобильного интернета.
Рис 2. Структура продаж смартфонов в Розничной сети МТС по ценовым категориям в штучном выражении
Источник: Розничная сеть МТС
Итоги работы Розничной сети МТС в третьем квартале 2013 года подтверждают тренд рынка — смещение интереса в сторону бюджетных устройств. Если год назад самым высоким был спрос на смартфоны, стоимостью до 10 000 рублей (37,6% общего объема продаж), то в третьем квартале 2013 лидерами стали бюджетного сегмента — от 1500 до 4999 рублей, на которые пришлось больше половины продаваемых в собственной рознице МТС смартфонов (56,5%). Тенденция явно говорит о том, что россияне начали активный апгрейд обычных телефонов, меняя их на смартфоны.
Табл 4. ТОП-5 моделей по ценовым категориям в продажах Розничной сети МТС в 3 квартале 2013 года, в штучном выражении
До 1499 р. |
1500 р.-4999 р. |
5000 р.-9999 р. |
Более 10 000р. |
---|---|---|---|
Alcatel OT233 |
МТС 970 |
Nokia Lumia 520 |
Samsung Galaxy S3 mini |
Nokia 105 |
Samsung C3520 |
Samsung S7562 Galaxy S Duos |
Samsung Galaxy S4 16Gb |
Nokia 100 |
Nokia 113 |
Samsung S5830 Galaxy Ace |
Samsung Galaxy I9300 S3 |
Samsung E1200 |
Nokia Asha 305 |
Nokia Lumia 620 |
Nokia Lumia 720 |
Nokia 101 |
Samsung E2232 |
Samsung S6312 Galaxy Young Duos |
Samsung I8552 Galaxy Win |
Источник: Розничная сеть МТС;
Доля смартфонов в операторской рознице МТС по итогам 3 квартала 2013 года преодолела рубеж в 50,4%, увеличившись по отношению к 3 кварталу 2012 более чем в 1,8 раза в штучном выражении. Самыми продаваемыми марками смартфонов в рознице МТС по результатам 3 квартала 2013 года вошли Samsung, Nokia, МТС и Alcatel.
Количество салонов Розничной сети МТС (с учетом партнеров, работающих под брендом МТС) на конец 3 квартала 2013 года составило 4 063. При этом, относительно 3 квартала 2012 года число собственных салонов МТС увеличилось с 2776 до 2816.