ФАПМК обозначило тренды в телеиндустрии
В докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Телевидение в России 2009» термин «эфирный телеканал» отнесен к условным понятием, отмечен кратный рост платного телевидения, выход развлекательной функции ТВ на первый план, и то, что аудитория телевидения становится все более «женской» и «взрослой»
В опубликованном недавно документе ФАПМК были сформулированы* тенденции в мировой и российской телевизионной отрасли. Как следует из доклада, динамика телеиндустрии и телевидения за пределами России сегодня определяется следующими глобальными тенденциями: усиление процесса конвергенции СМИ, ведущего к объединению прежде различных масс-медиа на общих технологических платформах; рост коммерциализации программных стратегий, связанных с центральной ролью ТВ в индустрии свободного времени; дальнейшее разделение телеиндустрии на сегменты вещателей и производителей телепрограмм; усиление фрагментации прежде массовой телеаудитории, что приводит к изменению основных бизнес-моделей ТВ, основывавшихся на организации доступа массовой аудитории к телерекламе; активное развитие специализированного, нишевого, тематического ТВ, опирающегося на бизнес-модель платного доступа к каналам с возрастающей долей интерактивности.
Глобальные тенденции на рынке зарубежного телевидения оказывают непосредственное влияние на динамику российского ТВ, отмечают в докладе его соавторы – специалисты Аналитического центра «Видео Интернешнл» (АЦВИ). Однако телевидение России характеризуется и национальными особенностями, в числе которых становление телевидения в качестве самостоятельного и наиболее мощного сегмента российского медиабизнеса (ТВ стало ключевым рекламоносителем), в результате экономика ТВ – в значительно большей степени, чем в других отраслях медиаиндустрии, опирается на рекламную бизнес-модель, что приводит к дальнейшей коммерциализации программных стратегий ТВ; бурное количественное развитие телевизионного рынка; сращивание ТВ с другими сегментами индустрии развлечений – производством сериалов, кинематографом; снижение доли журналистских материалов в программных стратегиях при росте доли гибридных жанров – инфотейнмента, эдьютейнмента, докудрамы, а также нежурналистских форматов – реалити-шоу, юмористических программ, музыкальных концертов.
Однако также заметен и процесс становления новых бизнес-моделей, уходящих от опоры на рекламу массовых товаров или услуг и глобальных брендов, основанных на платном доступе к нужному потребителю контенту.
Принятое разделение телеканалов на эфирные и неэфирные, устоявшееся в течение нескольких лет, сейчас становится все более условным, считают исследователи. Причина – рост значения кабельных и спутниковых технологий в обеспечении доставки сигнала даже тех каналов, которые всегда причислялись к «эфирным». Все больше домохозяйств получают «эфирные» каналы вроде Первый канал, «Россия 1», НТВ не из эфира, а через кабель или спутник.
По данным АЦВИ, в 2009 году городским жителям России в среднем были доступны 25 телеканалов. Начиная с 2006 года среднее число доступных телеканалов динамично росло, с шагом в 2-3 телеканала в год, особенно высокими были темпы прироста в 2008 и 2009 гг. – по 4 канала в год.
Увеличению темпов роста способствовало распространение платного контента – развитие кабельных сетей, компаний-операторов спутникового телевидения, Интернет-провайдеров, предоставляющих услуги IPTV. Отмечается, что рынок платного ТВ в России демонстрирует уверенный рост. Особенно динамично растет число подписчиков в последние три года. Если в 2006 году услугами платного телевидения пользовались только 16 % городских домохозяйств в России, то в 2009 году уже 43 %. Рост в 2,6 раза. По оценке исследовательской компании Discovery Research Group, услугой платного телевидения по всей России, включая также сельское население, в 2009 году было охвачено 35 % домохозяйств.
В 2009 году просмотр телевидения более других снизили молодые мужчины в возрасте от 18 до 24 лет. То есть, отмечают эксперты АЦВИ, телеаудитория становится все более «женской» и «взрослой».
Половозрастная структура аудитории телевидения в 2008-2009 г. (%)
Пол / возрастные группы |
2008 г. |
2009 г. |
Мужчины |
42 |
40 |
Женщины |
58 |
60 |
Всего |
100 |
100 |
4-11 лет |
5 |
4 |
12-24 года |
16 |
12 |
25-39 лет |
19 |
20 |
Старше 40 лет |
60 |
63 |
Всего |
100 |
100 |
Для этой все более «женской» и «взрослой» аудитории российские телеканалы выступают одновременно и как основной канал доступа к общеполитической информации, и как важное пространство культурного процесса, и как доминирующая форма проведения досуга. Именно последняя, развлекательная функция, выходит для российского ТВ на первый план – и по объему эфира, и по значению в программных стратегиях, и по зрительским предпочтениям. Телевидение становится заметной частью индустрии развлечений, работающей на обслуживание свободного времени. В этом российское ТВ точно повторяет общемировые тренды, в соответствии с которыми именно телевидение стало движущей силой становления новой индустрии СМИ и развлечений.
* По данным доклада «Телевидение в России 2009», подготовленного Управлением телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ФАПМК, факультетом журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова и Аналитическим центром «Видео Интернешнл».