06 Декабря 2012 | 16:58

Писатель Успенский будет судиться с семьей Чебурашкиных за товарный знак

Если Роспатент зарегистрирует «Продукт Чебурашкина», автор мультперсонажа будет добиваться отмены этого решения

Картинка Писатель Успенский будет судиться с семьей Чебурашкиных за товарный знак

Зарегистрированная в подмосковном Дмитрове компания «Техстройинвест» подала в Роспатент заявки на регистрацию сразу четырех товарных знаков: «Чебурашкина сельхозпродукция», «Сельхозпродукция Чебурашкина», «Продукт Чебурашкина» и «Продукция Чебурашкина». Компания планирует выпускать под этими марками молочные изделия. По словам генерального директора «Техстройинвеста» Владимира Кристалинского, собственники бизнеса уже строят молочный завод.

Главные владельцы «Техстройинвеста» — братья Владислав и Станислав Чебурашкины. Вместе с отцом Георгием Чебурашкиным они владеют несколькими компаниями в Подмосковье и Красноярском крае, в том числе уже зарегистрированным ООО «Чебурашкин продукт». Судя по ЕГРЮЛ, компания занимается производством мяса и пищевых субпродуктов.

Автор книги «Крокодил Гена и его друзья» (в этом произведении, опубликованном в 1966 году, впервые появился литературный герой Чебурашка) Эдуард Успенский утверждает, что «Техстройинвест» не просил у него разрешения на регистрацию знаков. В разговоре с «Известиями» писатель пообещал оспорить их в патентном ведомстве, если они будут зарегистрированы. Если потребуется, он обратится в суд.

По словам патентной поверенной Елены Демс-Симонс, оформлявшей заявку «Техстройинвеста», созвучие товарных знаков с персонажем книг Эдуарда Успенского не может являться предметом спора.

— Слово «чебурашка» общеупотребительное, оно есть даже в словаре Даля, — говорит эксперт. Согласно Словарю живого великорусского языка Владимира Даля, «чебурашка» — это «ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь ее, сама встает на ноги».

Специалисты по авторскому праву считают, что слово «чебурашка» в сознании людей ассоциируется именно с персонажем книг Успенского.

— На мой взгляд, Чебурашкин просто захотел воспользоваться созвучием своей фамилии с персонажем книги Успенского. Но шансов получить разрешение от Роспатента у него нет, — считает Ирина Тулубьева, управляющий партнер юридической компании «Тулубьева, Осипов и партнеры».

Тулубьева считает, что согласование с автором персонажа понадобится в любом случае, так как Эдуард Успенский пристально следит за соблюдением его авторских прав. Специально для этого в 1997 году Успенский создал ООО «Чебурашка», владеющее всеми товарными знаками, связанными с его героями. Писатель получает отчисления от производителей детской жевательной резинки «Кот Матроскин», сети екатеринбургских магазинов «Матроскин» и многих других компаний, использующих образы его персонажей.

Ирина Тулубьева помогла Успенскому договориться об отчислениях за товарный знак «Матраскин», схожий, по мнению юриста, до степени смешения с «Матроскиным». Несколько лет назад под таким названием начали выпускать наполнитель для кошачьего туалета.

Крупный конфликт произошел у писателя с фабрикой «Красный Октябрь», сумевшей зарегистрировать товарный знак «Чебурашка». Успенский предложил фабрике класть в коробки конфет «Чебурашка» одноименную семейную игру. «Красный Октябрь» отказался, после чего писатель отстоял авторское право на «Чебурашку», и фабрика свернула производство конфет.

Ирина Тулубьева уверена: даже если знаки, поданные на регистрацию «Техстройинвестом», будут закреплены за компанией, Успенский подаст возражение и патентное ведомство встанет на его сторону.

Специалист в сфере защиты интеллектуальной собственности Вадим Колосов также считает, что шансов у «Техстройинвеста» практически нет.

— Если бы бизнесмен Чебурашкин регистрировал товарные знаки как индивидуальный предприниматель, шансов на одобрение было бы больше, — считает он.

Омбудсмен по защите предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов полагает, что Чебурашкиным проще было бы использовать не товарный знак, а коммерческое обозначение — при этом не требуется регистрации в патентном ведомстве.

Источник: Известия

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.