«Амедиа» отказалась от денег Никиты Михалкова
Российский союз правообладателей (РСП), возглавляемый Никитой Михаковым, продолжает бороться с мировыми лидерами по производству компьютерной техники, которые не платят 1% своего дохода, так называемого «налога на болванки»
На днях стало известно, что еще три компании Philips, Panasonic и Samsung, вкупе задолжавшие РСП более 1,3 млрд рублей, пошли с ним на мировую. Тем не менее сами производители контента и авторы недовольны системой работы РСП. Генеральный директор компании «Амедиа Продакшн» (один из крупнейших в России производителей телефильмов, сериалов и программ) Александр Акопов считает систему распределения денежных средств в РСП неэффективной.
— Система распределения денег в РСП ушербна и взята из воздуха. Это не тот способ, который должен помогать правообладателям, — заявил «Известиям» Акопов. — Та сумма, которую собирает РСП, в десятки раз меньше реального ущерба индустрии от пиратства. Деятельность организаций по коллективному управлению придает видимость легитимности каким-то процессам, при этом игнорируя реальную экономическую основу.
По его словам, ущерб, который терпят правообладатели, в десятки раз больше сумм, которые собирает РСП.
— Точно я не знаю, но, допустим, они собирают $100 млн в год, а реальный ущерб находится в районе $2 млрд, — считает Акопов. — Это внешне благородная деятельность тем самым прикрывает необходимость введения реальных экономических механизмов, которые устроили бы индустрию. Эти 100 млн не могут закрыть масштабы реальной проблемы. Это ошибка в принципе. Это то же самое, что у вас украли автомобиль, а за него предлагают велосипед.
В связи с этим в компании «Амедиа» было принято категорическое решение — не получать денег от РСП.
— Я считаю, что система ущербная, мы от нее ничего не получали, и уверен, что получать не будем, — говорит Акопов. — Меня не интересовало никогда получать деньги таким способом. Это неестественный способ получать деньги за свою работу.
По его мнению, придумать достойную систему компенсации правообладателям потери от пиратства крайне сложно.
— Если бы они собрали $2 млрд для всей индустрии, можно было бы о чем-то разговаривать, — рассуждает он. — Плюс к этому потребуются уникальные программисты и управленцы, которые бы придумали механизм того, как учесть реальные просмотры фильма в интернете, по телевидению и т.д. Это сложная математическая задача, на мой взгляд, нерешаемая.
У продюсерских центров, правообладателей и представителей IT-отрасли разное отношение к РСП.
По мнению аналитика Mobile Research Элидара Муртазина отчисления «налога на болванки» порождает серые схемы ввоза техники в Россию.
— Растет контрабанда, растут «серые» поставки техники, и государство от этого проигрывает. Из налогооблагаемой базы вынимаются миллиарды рублей. Это ведет к тому, что неважно, какой процент добавляется на товар, но он транслируется конечному потребителю. Сегодня, если брать цены на портативные устройства, на те же телефоны, они выше европейских процентов на 25–30, как правило, — сетует Муртазин. — Из-за РСП еще плюс один процент, полтора-два. Все мы снова приходим ко времени, когда невыгодно покупать внутри страны. Этих людей не волнует количество денег. Они же не хотят окучить 100% рынка, они хотят получить деньги с самых заметных игроков. Это рэкет под крышей государства. Люди выбирают продукты, которые неофициально поставлены в Россию. Слишком большая разница в цене.
Продюсер Александр Толмацкий скептически настроен по отношению к организациям, аккредитованным государством на сбор денег.
— Все организации, собирающие деньги и якобы представляющие интересы правообладателей, абсолютно воровские и ужасного характера организации, которые основную массу денег выводят из зоны видимости правообладателей, — уверен он. — Если пристально изучить деятельность этих компании, думаю, будет понятно, что авторы получают копейки по сравнению с тем, что собирают эти организации. Авторы получают гроши.
Позицию Александра Акопова не разделяет Антон Пронин, генеральный директор продюсерской компании «Монолит».
— Сам принцип «лучше ничего, чем мало» — относительно здравый. Каждый сам решает, какую ему вести денежную политику. За правообладетями стоят живые люди, и для них дополнительный заработок может быть единственным доходом, который авторы в состоянии получить. Отказываться от вознаграждения не совсем разумно, — считает он. — Лучше процесс запустить, а дальше контролировать и направлять, нежели его отвергать. Это плевок и в сторону государства как регулятора отрасли в этом сегменте. Государственная помощь в виде регулирования надо принимать и относиться к этому более прагматично. Но при всем при этом мы сами пока еще ничего не получали.
Продюсерский центр «Монолит» несколько месяцев назад «на пробу» аккредитовал одну из своих компаний на получения вознаграждения. Пронин отметил, что вначале они посмотрят, что к чему, и уже затем будут принимать решение относительно других компаний.
Представители РСП на запрос "Известий" не ответили.
Источник: Известия