В закон о торговле добавили этику
Крупнейшие продуктовые ритейлеры и поставщики подписали кодекс добросовестных практик, который должен упростить взаимодействие партнеров в рамках действующего закона «О торговле». Торговые сети и поставщики могут договориться между собой самостоятельно — без помощи государства
В пятницу все профильные ассоциации розничной торговли в присутствии первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова подписали кодекс, после этого документ начал действовать.
Закон «О торговле» вступил в силу в феврале 2010 года, его главная задача — создание условий для конкуренции, снижение стоимости товаров, в частности, документ обговаривал тонкости взаимодействия торговых сетей и поставщиков. Одновременно ритейлеры и поставщики решили сами проработать оставшиеся нюансы отношений в кодексе добросовестных практик — «этических правилах использования рыночной силы».
Глава Ассоциации компаний розничной торговли Илья Якубсон в пятницу, во время подписания кодекса, заявил, что данные правила «позволят снять все противоречия вкупе с законом “О торговле”». Среди новшеств, не учтенных законом, есть, например, фиксация переговорного процесса с помощью электронной почты. Также описывается процедура изменения цен — срок согласования не должен превышать 45 дней от даты получения уведомления об изменении цены. Обговаривается и порядок вывода товара из торговой сети, которая должна дать поставщику обоснование такого шага, после чего выводить товар из матрицы в рамках срока, который предварительно фиксируется в договоре поставки.
Никаких санкций за неисполнение кодекса не предусмотрено. Правда, есть положение о создании комиссии (возможно, к февралю), которая будет рассматривать конфликтные ситуации в течение 15 дней. Но «нарушить кодекс не так просто», констатирует юрист Goltsblat BLP Николай Вознесенский. Дело в том, что формулировки слишком обтекаемые, правила игры устанавливаются несложные, которые торговые сети и поставщики в силах выполнить либо уже выполняют.
«Во время работы над кодексом была создана хорошая индустриальная площадка для обсуждения внутренних проблем отрасли, которая уже позволяет решать возникающие проблемы без привлечения третьей стороны»,— говорит исполнительный директор некоммерческого партнерства «Русбренд» Алексей Поповичев.
Можно предположить, что кодекс снизит внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к отрасли, замечает господин Вознесенский. Заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Екатерина Урюкина говорит, что в первую очередь поводом для проверки компаний становятся жалобы на них. А последние могут просто не дойти до ФАС, а разрешиться на заседании комиссии по конфликтам, отмечает Николай Вознесенский.
В рамках мониторинга реализации положений закона «О торговле» в первом полугодии 2012 года ФАС проверила 130 компаний, речь идет почти о 4 тыс. договоров поставки и оказания услуг. Было выявлено 299 признаков нарушения закона о торговле.
Тем не менее после подобной комиссии стороны могут начать выяснение отношений в зале суда. Господин Вознесенский подчеркивает, что в судебных спорах неисполнение кодекса, если компания согласна с ним и есть письменные подтверждения этому, будет приравнено к нарушению договора.
Источник: Коммерсантъ