Интерес рекламодателей к ТНТ и «Че» продолжает падать
По итогам девяти месяцев снижение рекламного инвентаря зафиксировано у четырех федеральных телеканалов. При этом ТВ3 и Disney в отдельно взятом сентябре смогли переломить негативный тренд, а ТНТ и «Че» старт нового телесезона пока не помог
Сезон перемен
AdIndex подводит итоги размещения рекламы в федеральном телеэфире за первые девять месяцев этого года. На основе результатов телеизмерений Mediascope (TNS Russia) и расчетов консалтинговой компании Media Logics также был проанализирован и отдельно взятый сентябрь – месяц, когда на ТВ стартует новый сезон.
Начавшийся телесезон примечателен тем, что сразу на нескольких каналах сменился топ-менеджмент. Еще в конце мая ТНТ покинул его директор Игорь Мишин. В июле было объявлено о назначении Марины Хрипуновой гендиректором «Домашнего», а в сентябре Дарья Легони-Фиалко и Лев Макаров, ранее руководившие соответственно ТВ3 и «2х2», возглавили СТС и «Че».
В свою очередь, новым гендиректором «2х2» стал Денис Всесвятский, а ранее руководивший «Че» Рубен Оганесян – заместителем гендиректора ТНТ. О новом руководителе ТВ3 официально пока не сообщалось. Кроме того, в сентябре вместо Мурата Каблахова ТНТ4 возглавил Гавриил Гордеев, а исполнительным директоров канала «Ю» стала Наталья Радько.
Лидирующие и отстающие
Лучшим старт нового сезона оказался у РЕН ТВ, свидетельствуют данные Mediascope. Среднесуточная доля канала в его целевой аудитории выросла в сентябре сразу на 1,3 процентных пункта (п.п.), до 6,5%. Успешным был сентябрь и для «Пятницы». Его среднесуточная доля в своей целевой аудитории увеличилась на 0,6 п.п., до 3,1%. Всего нарастили свою аудиторию десять федеральных эфирных телеканалов (подробнее см. таблицу).
Для девяти вещателей старт телесезона, наоборот, ознаменовался оттоком зрителей. Наибольшее падение среднесуточной доли своей целевой аудитории в сентябре зафиксировали «Первый канал» (на 1,6 п.п., до 11,1%) и НТВ (на 1,2 п.п., до 9,4%).
Аудиторные успехи каналов во многом влияют на их финансовые результаты. Реклама в федеральном телеэфире продается по пунктам рейтинга (GRP), отражающим количество зрителей, увидевших стандартный 30-секундный ролик.
Рост аудитории на РЕН ТВ и «Пятнице» в сентябре привел и к увеличению реализованного ими рекламного инвентаря. Как подсчитали на основе телеизмерений Mediascope аналитики Media Logics, РЕН ТВ предложил в прошлом месяце рекламодателям почти 7,8 тыс. GRP в своей целевой аудитории, что на 21% больше, чем годом ранее. На тот же 21%, до 3,45 тыс. GRP, вырос в сентябре рекламный инвентарь и у «Пятницы». В свою очередь, у «Первого канала» инвентарь за этот период уменьшился на 19%, до 12,9 тыс. GRP, у НТВ – на 6%, до 15,2 тыс. GRP.
Всего в сентябре продажи рекламы в натуральном выражении снизились у восьми каналов, следует из расчетов Media Logics. Впрочем, благодаря предыдущим успешным месяцам, обусловленным, в том числе, общим оживлением рекламного рынка, пять из этих девяти вещателей в целом за январь-сентябрь демонстрируют положительную динамику.
Кому помог сентябрь
У пяти вещателей – ТВ3, Disney, «Че», ТНТ и «2х2» – рост доходов пока возможен, только если в этом году расценки на рекламу в их эфире подорожали: реализованный этими каналами рекламный инвентарь, согласно расчетам Media Logics, по итогам девяти месяцев снизился. Впрочем, у «2х2» снижение доли аудитории и как следствие падение рекламного инвентаря было ожидаемым. С января на частотах «2х2» был запущен новый эфирный канал ТНТ4, а специализирующийся на анимации канал стал распространяться преимущественно в кабельных сетях, что не могло не сказаться на его охвате.
Двое из оставшихся четырех вещателей-аутсайдеров в отдельно взятом сентябре смогли улучшить ситуацию с продажами рекламы. У канала Disney вновь стала расти среднесуточная доля целевой аудитории, что во многом позволило увеличить в прошлом месяце инвентарь на 6%, до 3,2 тыс. GRP. ТВ-3 в этом году зрителей не терял, тем не менее инвентарь у этого вещателя все равно снижался. Зато в сентябре он уже вырос, по подсчетам Media Logics, сразу на 16%, до 5,7 тыс. GRP.
ТНТ и «Че» продолжали терять зрителей и в сентябре, что не могло не сказаться и на их инвентаре. В прошлом месяце он у первого вещателя снизился на 9%, до 12,9 тыс. GRP, у второго – на 6%, до 2 тыс. GRP. А в целом за январь-сентябрь рекламные продажи в натуральном выражении на ТНТ упали, по версии Media Logics, на 10%, до 108,3 тыс. GRP, на «Че» - на 14%, до 18,7 тыс. GRP.
Представитель Disney проигнорировал запрос AdIndex.
«Результаты канала «Че» и за сентябрь, и за девять месяцев 2016 года не устраивали «СТС Медиа», – прокомментировал цифры Media Logics пресс-секретарь этого телехолдинга Игорь Иванов. – Поэтому 23 сентября на канал пришла новая команда во главе с Львом Макаровым». Подготовленная им новая стратегия развития «Че» не предусматривает ребрендинга канала, но подразумевает обновленное позиционирование, добавил представитель «СТС Медиа».
Динамика выручки от продаж телерекламы на каналах «Газпром-Медиа» полностью соответствует ожиданиям холдинга, следует из ответа Ирины Осадчей, директора по корпоративным коммуникациям «Газпром-Медиа» (является собственником, в частности, ТНТ и ТВ3). В этом году ТВ3 по аудиторным показателям идет выше уровня прошлого года, обращает внимание г-жа Осадчая. Она также уверяет, что ТНТ «прекрасно вошел в сезон». Об этом, по мнению представителя «Газпром-Медиа», свидетельствует сравнение среднесуточной доли ТНТ не год к году, а месяц к месяцу: в сентябре по сравнению с августом прирост составил 2,2 п.п., до 12,8%.
Больше уже не вырастет
Во втором полугодии общие рекламные доходы телевещателей расти уже не будут. Это следует из сопоставления оценки затрат на телерекламу в первом полугодии и прогноза на весь год, который был озвучен на презентации мегапродавца рекламы.
В январе-июне рекламная выручка телеканалов выросла, по версии Ассоциации коммуникационных агентств России, на 17%, до 71,3-71,8 млрд руб. без НДС. По итогам всего года объем телерекламного сегмента может увеличиться на 7%, до 146 млрд руб., озвучил в начале октября прогноз «Национального рекламного альянса» его директор по маркетинговым исследованиям Сергей Веселов. Таким образом, в июле-декабре 2016 года затраты на телерекламу составят 74,2-74,7 млрд руб., что на 1% меньше, чем за аналогичный период 2015-го (75,1-75,6 млрд руб.).
Продажи рекламы в федеральном телеэфире в январе-сентябре 2016
года
Вещатель |
Целевая аудитория* |
Ключевые показатели в 2016 году |
Изменение к аналогичному периоду 2015 года |
||||||
Среднесуточная доля** целевой аудитории (%) |
Реализованный рекламный инвентарь (тыс. GRP***) |
Среднесуточная доля целевой аудитории (процентный пункт) |
Реализованный рекламный инвентарь (%) |
||||||
сентябрь |
январь-сентябрь |
сентябрь |
январь-сентябрь |
сентябрь |
январь-сентябрь |
сентябрь |
январь-сентябрь |
||
Каналы, обслуживаемые группой «Видео Интернешнл» (Vi) | |||||||||
Россия | Зрители старше 25 лет | 13,4 | 13,5 | 17,577 | 152,544 | 0,0 | -0,1 | 13 | 10 |
Первый канал | Зрители 14-59 лет | 11,1 | 11,5 | 12,908 | 123,304 | -1,6 | -1,0 | -19 | 1 |
Пятый канал | Зрители 25-59 лет | 6,2 | 6,0 | 8,410 | 70,367 | 0,2 | 0,2 | 12 | 4 |
РЕН ТВ | Зрители 25-54 лет | 6,5 | 6,1 | 7,759 | 63,992 | 1,3 | 1,2 | 21 | 22 |
ТВ3 | Зрители 25-59 лет | 3,7 | 3,5 | 5,650 | 49,389 | 0,5 | 0,1 | 16 | -4 |
ТВ Центр | Зрители старше 18 лет | 3,5 | 3,7 | 4,375 | 42,066 | -0,1 | 0,1 | -9 | 2 |
Звезда | Зрители старше 18 лет | 2,4 | 2,5 | 3,639 | 35,011 | 0,0 | 0,0 | 3 | 18 |
Ю | Женщины 14-39 лет | 2,7 | 2,6 | 3,929 | 33,825 | 0,2 | 0,0 | 14 | 14 |
Пятница | Зрители 14-44 лет | 3,1 | 2,9 | 3,359 | 29,936 | 0,6 | 0,2 | 21 | 3 |
Disney | Зрители 10-45 лет | 2,4 | 2,1 | 3,199 | 26,211 | 0,2 | -0,2 | 6 | -2 |
Карусель**** | Зрители 4-45 лет | 4,5 | 4,7 | 2,210 | 16,655 | 0,4 | 1,4 | -- | -- |
Муз ТВ**** | Зрители 11-34 лет | 1,4 | 1,4 | 1,829 | 16,417 | 0,5 | 0,5 | -- | -- |
Россия 24**** | Зрители старше 18 лет | 2,2 | 2,5 | 2,084 | 12,224 | -0,3 | -0,5 | -- | -- |
Каналы, консультируемые группой «Видео Интернешнл» (Vi) | |||||||||
СТС | Зрители 10-45 лет | 8,7 | 8,6 | 8,962 | 83,114 | -0,1 | 0,6 | -4 | 7 |
Домашний | Женщины 25-59 лет | 3,6 | 4,0 | 5,549 | 54,638 | 0,2 | 0,5 | 10 | 17 |
Че | Зрители 25-49 лет | 1,6 | 1,6 | 1,992 | 18,725 | -0,2 | -0,4 | -6 | -14 |
CTC Love | Зрители 11-34 лет | 1,4 | 1,3 | 1,406 | 11,749 | 0,3 | 0,3 | 32 | 36 |
Каналы, обслуживаемые сейлз-хаусом «Газпром-Медиа» | |||||||||
НТВ | Зрители старше 18 лет | 9,4 | 9,9 | 15,229 | 149,433 | -1,2 | -0,8 | -6 | 0 |
ТНТ | Зрители 14-44 лет | 12,6 | 11,4 | 12,940 | 108,256 | -0,7 | -1,4 | -9 | -10 |
Матч ТВ***** | Мужчины 25-59 лет | 3,0 | 3,3 | 2,938 | 30,886 | -0,5 | -0,7 | -6 | 9 |
2х2****** | Зрители 11-34 лет | 1,9 | 1,7 | 1,031 | 10,598 | -0,5 | -0,6 | -55 | -39 |
ТНТ4****** | Зрители 14-44 лет | 1,6 | 1,2 | 1,475 | 10,146 | -- | -- | -- | -- |
* Аудитория, по которой продается реклама. Данные по
среднесуточной доле и реализованному рекламному инвентарю приводятся в целевой
аудитории каждого вещателя.
** Выраженное в процентах соотношение зрителей данного канала ко всем, кто за
отчетный период смотрел
телевизор.
*** GRP - пункт рейтинга; условная единица при продаже телерекламы. Отражает
количество зрителей увидевших стандратный 30-секундный ролик. Данные приведены
для обычных рекламных роликов и спонсорских
заставок.
**** Реклама в федеральном эфире «Карусели» и «Муз ТВ» продается по пунктам
рейтинга с января, «России 24" - с апреля 2016
года.
***** «Матч ТВ» вещает на эфирных частотах «России 2» с ноября 2015 года.
Среднесуточная доля и реализованный инвентарь сравниваются с показателями
«России 2" в той же целевой
аудитории.
****** С января 2016 года на эфирных частотах «2х2» вещает новый канал ТНТ4,
«2х2» сейчас распростряняется в кабельных
сетях.
Источники: Mediascope (TNS Russia), Media
Logics