ВТБ соберет банки группы под единым брендом
В течение нескольких лет ВТБ, Банк Москвы и ВТБ24 объединятся в единую структуру
К 2019 году в группе ВТБ останется два банка — одноименная кредитная организация и Лето-банк. Банки ВТБ, ВТБ24 и Банк Москвы будут объединены. Об этом «Известиям» рассказал президент — председатель правления банка ВТБ Андрей Костин. Эксперты считают такое решение логичным с точки зрения экономии — сейчас банки, которые решено объединить, работают как отдельные структуры, у каждого из них свое руководство, рекламные бюджеты, отделения.
— Я могу сказать, что в целом у нас зреет решение о том, чтобы в 2017 году юридически присоединить к ВТБ Банк Москвы, а в 2019-м — ВТБ24. Но при этом Лето-банк останется самостоятельным в силу своей специфики в области потребительского кредитования. Мы будем заниматься всеми видами банковского бизнеса, предоставлять кредиты предприятиям всех уровней: от лидеров нашей экономики до малого бизнеса, — заявил Костин. — Потребность в кредитах в стране большая. Что касается модели управления, то мы серьезно думаем, изучая зарубежный опыт, чтобы действительно вместо трех сделать один банк. Думаю, что в перспективе до 2019 года мы могли бы это сделать.
В группу ВТБ в России входят четыре банка — головной банк ВТБ, основным направлением деятельности которого является корпоративный бизнес, специализирующийся на рознице и работе с малым и средним бизнесом, ВТБ24 (в 2013 году присоединивший Транскредитбанк), универсальный Банк Москвы и специализирующийся на потребительском кредитовании в низкодоходном сегменте Лето-банк.
В феврале СМИ сообщали, что стратегия ВТБ до 2017 года подразумевает консолидацию банков группы, и это один из ключевых вопросов, которые обсуждаются в рамках подготовки документа. Тогда президент ВТБ24 Михаил Задорнов заявил, что объединение ВТБ24 с Банком Москвы возможно, но не ранее 2017–2018 годов. Сейчас решено присоединить к головному ВТБ в 2017 году Банк Москвы, а уже затем — еще через два года — ВТБ24.
По мнению экспертов, консолидация позволит оптимизировать затраты за счет исключения дублирующих функций, даст более эффективное управление и более репрезентативную отчетность для инвесторов.
— Идея объединения банков правильная, — комментирует предправления СДМ-банка Максим Солнцев. — Она коррелирует с мировой практикой. Консолидация позволит группе снизить издержки. Тем не менее розничный формат и формат корпоративного банка отличаются по структуре управления. Есть обратные примеры, когда банки, напротив, разделяются на розничный и корпоративный.
Как отмечает директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрий Амвросиев, консолидация банков позволит снизить издержки группы, повысить эффективность управления банками, что в конечном счете положительно отразится на финансовых показателях, прибыльности объединенной кредитной организации.
— Также объединение позволит повысить капитализацию ВТБ, его стоимость как рыночного актива, — говорит Амвросиев. — Выделить Лето-банк из группы консолидируемых активов — можно считать логичным решением, учитывая специфику целевой аудитории и продуктового ряда этой кредитной организации.
Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что объединение банков позволит не только снизить операционные издержки группы из-за устранения дублируемых процессов, но и повысить эффективность бизнеса в результате роста синергии.
— Издержки объединения составят несколько миллионов долларов, выгоды — десятки миллионов, — считает Осадчий.
Осадчий отметил, что издержки присоединения будут снижены из-за наличия опыта аналогичных присоединений: «ВТБ Северо-Запад» к ВТБ — в 2011 году и Транскредитбанка к ВТБ24 — в 2013 году.
Главный аналитик UFS Investment Company Илья Балакирев также считает идею объединения банков группы ВТБ позитивной.
— Сейчас потребность в сокращении операционных издержек стала еще более явной, а идея — актуальной, — говорит Балакирев. — В группу ВТБ входит несколько отдельных банков, причем некоторые из них во многом схожи по профилю — в частности, ВТБ24 и Банк Москвы имеют много точек пересечения по филиальной сети (у Банка Москвы, по данным ЦБ, 309 точек присутствия, у ВТБ 24 —1052), которая является одним из основных источников затрат (кроме того, в обоих банках есть и розничный, и малый бизнес. — «Известия»). В существующих условиях каждый банк управляется отдельно, имеет свои рекламные бюджеты, свою отчетность и так далее — это приводит к дублированию функций и росту операционных издержек. Кроме того, рынок не всегда справедливо оценивает риск дочерних банков ВТБ, что может сказываться на стоимости их фондирования.
Источник: Известия