Объем российского рынка онлайн-продаж музыкального контента в 2013 г. может достигнуть $8 млн
Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования рынка онлайн-музыки по итогам 2012 г.
Общемировой размер музыкального рынка в 2012 г. составил $16,5 млрд, включая цифровые и физические продажи. На цифровой формат по итогам 2012 г. пришлось около $5,8 млрд, что на 8% больше по сравнению с 2011 г.
В мировом рейтинге 2012 г. США по-прежнему занимают первое место с объемом музыкального рынка в $4,48 млрд суммарно по всем сегментам - показатель снизился на 0,5% по сравнению с предыдущим годом. Япония находится на втором месте с $4,42 млрд, Великобритания на третьем - $1,33 млрд.
Популярность мобильных приложений для скачивания музыки растет во всем мире, поскольку цифровые покупки аудиоконтента предлагают удобство и портативность, а так же потому, что функциональные возможности приложений расширяются с каждым годом.
Количество подписчиков платных музыкальных сервисов в мире увеличилось в 2012 г. на 44% и составило 20 млн человек.
Объем российского рынка цифровых продаж музыкального
контента в 2012 г., по оценкам J’son & Partners Consulting, составил $3,1
млн против $2,55 млн в 2011 г. Эта цифра включает как прямые продажи (более 65%
российского рынка музыкального цифрового контента), так и доходы от рекламы, и
подписочную модель.
По прогнозу J&P, к 2016 г. объем российского рынка достигнет $23,3 млн.
До конца 2012 г. ситуация на российском рынке была сложная, так как многие локальные игроки, такие как «Yota Музыка», Fidel, Stream и другие ушли с рынка, отказавшись развивать данное направление бизнеса. Такая непростая ситуация была вызвана комплексом причин: сыграли роль и очень высокий уровень пиратства, и сложности для легальных площадок в области очистки авторских прав, и политика крупных правообладателей. Из сильных российских игроков к концу 2012 г. на рынке остался только стриминг-сервис «Яндекс.Музыка», который не монетизируется напрямую в web-версии (используется рекламная модель).
Однако в 2012 г. произошло событие, которого долгое время
ожидали и пользователи, и эксперты, и участники рынков: Apple запустил магазин
iTunes в России.
Появление на российском рынке такого игрока сильно поменяло ситуацию. В
частности, правообладатели, которые были не столь заинтересованы в небольших
площадках с неясными перспективами развития стали намного более заинтересованы
в продвижении своей музыкальной продукции через цифровой магазин Apple.
По оценкам J’son & Partners Consulting, именно 2013 г. должен стать
переломным для российского рынка онлайн дистрибуции цифрового музыкального
контента. Общий объем рынка достигнет $8 млн. Темпы роста рынка в 2013 г.
составят 158%. Такие темпы роста выведут российский рынок в безусловные и
абсолютные лидеры среди быстрорастущих рынков мировой музыкальной
индустрии.
По данным компании «Яндекс», на основе использования пользователями сервиса «Яндекс.Музыка» можно выделить следующие рыночные тренды: пользователи предпочитают российскую музыку (несмотря на тот факт, что в каталоге сервиса отечественный контент занимает около 1%, на него приходится более половины прослушиваний); основной площадкой прослушивания музыки остается веб (пропорция прослушиваний в веб и мобильной версиях сервиса составляет 95% и 5% соответственно); ежемесячное количество уникальных пользователей «Яндекс.Музыки» составляет около 13 млн человек; по истечении 1,5 месяцев после запуска мобильного приложения для Android число прослушиваний увеличилось более, чем в 2 раза; основными барьерами развития сервиса являются несовершенство законодательства в сфере авторских и смежных прав и широкое распространение пиратского контента.
Изначально сервис «Яндекс.Музыка» задумывался как часть поиска - около 4% запросов пользователей так или иначе касались музыки, поэтому было принято решение, что качественным ответом «Яндекса» на подобные запросы будет непосредственно предоставление пользователям возможности прослушать искомый контент. «Яндекс.Музыка» является стриминговым сервисом и стремится к тому, чтобы стать наиболее удобным и интуитивно понятным онлайн-плеером для пользователей. Продажа альбомов и треков не является приоритетным направлением развития сервиса на данный момент.
По данным J’son & Partners Consulting, подписка будет
оставаться самым быстрорастущим способом монетизации, именно такую модель
аналитики рассматривают как самую перспективную как на российском, так и на
мировом рынках цифрового музыкального контента.
По оценкам J&P, доля продаж треков и альбомов в 2016 г. составит 80,3%, а
совокупная доля подписочной и рекламной модели вырастет до 19,7%.
Основными драйверами роста рынка станут сервисы iTunes (по оценкам J’son &
Partners Consulting, его рыночная доля составит более 50%) и Google Music,
запуск которого на российском рынке ожидается в ближайшее время.
По прогнозам J’son & Partners Consulting, в 2014-2016
гг. рост российского рынка цифрового музыкального контента продолжится, хотя и
не такими высокими темпами. Более половины объема российского рынка цифрового
музыкального контента в 2013-2015 гг. придется на доходы iTunes.
Источник: Cnews.ru