«Место под солнцем» для малого бизнеса: ФАС предлагает квотировать торги на размещение рекламы
В 2013 году 90% рекламных конструкций в стране станут предметом торга. Сроки договоров на размещение «наружки» истекают, и по законодательству рекламные места вновь будут выставлены на аукцион. Антимонопольная служба намерена поддержать малый и средний бизнес, обеспечив им гарантированную долю в торгах за размещение рекламных объявлений
Сегодня правила проведения аукционов на размещение рекламы полностью находятся в ведении местных властей. Устанавливаемые ими нормы торгов не раз вызывали возражения со стороны представителей малого и среднего бизнеса. Некоторые из них утверждали, что территориальные правила противоречат Конституции, стимулируют коррупцию и способствуют переделу рынка в пользу крупных компаний.
Известны случаи не только установления высоких цен на отдельные конструкции, но и объединения множества небольших объектов в один лот, стартовая цена которого сразу же отсекала все попытки небольших компаний пробиться в рекламное пространство. Например, осенью 2012 года более 7 тысяч московских афиш были выставлены на тендер со стартовой ценой в размере 700 млн руб., что вызвало жалобы участников рынка и требования разбить лот на несколько меньших по объему.
Чтобы сохранить баланс сил на рынке наружной рекламы и не допустить перераспределения рекламных мест в пользу крупных игроков, ФАС подготовила поправки в новую версию закона «О рекламе», и предложила ввести единые для всей страны правила торгов на объекты наружной рекламы. Чтобы достигнуть этого, ФАС предложила выделить предприятиям малого и среднего бизнеса гарантированную долю рекламных площадей, равную их доле на рынке. Определять точный размер квоты для каждого региона будут местные органы власти.
Кроме того, антимонопольная служба выразила желание изменить сроки действия договоров на право установки и эксплуатации наружной рекламы. Сейчас договор действует 15 лет. По словам заместителя главы ФАС Андрея Кашеварова, такие долгие сроки аренды препятствуют выходу на рынок «наружки» новых перспективных игроков. Взамен установленного срока антимонопольная служба предложила заключать договор на период, равный окупаемости рекламной продукции, плюс время, необходимое для достижения 20—30% рентабельности.
Председатель рекламной гильдии при Московской торгово-промышленной палате Ирина Матысяк утверждает, что большинство членов гильдии поддерживают инициативу ФАС. Однако, некоторые вопросы остаются открытыми. В частности, пока неясны критерии расчета срока окупаемости, а также стоимости рекламной конструкции.
Кроме того, ведомство пока не определило, на сколько частей и по какому принципу разбивать лоты. Дело усложняется тем, что федеральный закон не содержит запрета на объединение всех конструкций в один лот, что дает возможность оператору-победителю устанавливать завышенные цены на свои услуги.
В ходе общественного обсуждения законопроекта на Едином портале некто Владимир Коровин так прокомментировал инициативу:
«Указанной разработчиком проблемы не существует. То, что «субъекты малого и среднего предпринимательства участвуют в торгах на РАВНЫХ условиях с лицами, не являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства», является скорее достижением, чем проблемой. А «отсутствие единого порядка проведения торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» будет устранено Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающим с действие с 01.01.2014.
Более актуальным является принятие нормативно-правового акта в сфере распространения не наружной рекламы, а «рекомендаций» органов государственной власти по применению продукции и услуг «своих» коммерческих предприятий. Например, ФАС России считает законным и защищает в арбитражных судах право органов государственной власти издавать и распространять официальные письма, содержащие указания по применению определенных типов технических устройств (товаров) и платных услуг, оказываемых поименно названным коммерческими организациями, указанными в этих письмах (дело № А40-51772/10). Такие действия органов государственной власти, хотя формально и не являются рекламой, но оказывают существенное влияние на выбор товаров и услуг покупателями и имеют явные признаки коррупции. Издание нормативно-правового акта, который позволял бы отнести такие действия органов государственной и муниципальной власти к незаконной рекламе, было бы несоизмеримо полезнее, чем предлагаемый закон в сфере наружной рекламы.
Перераспределение объемов рекламной деятельности в пользу субъектов малого и среднего бизнеса приведет к ухудшению качества наружной рекламы – как по ее содержанию, так и изготовлению, поскольку крупные предприятия обычно имеют больше технологических и дизайнерских возможностей для изготовления качественной наружной рекламы».