Серия публикаций «Я.Про людей» посвящена ключевым инсайтам про поколения X, Y, Z * из совместного исследования «Яндекса» и Aquarelle Research
Это вторая статья из серии наших публикаций про поколения: в первой мы говорили про представителей поколения X, а в этой мы рассмотрим миллениалов, или «игреков», которые сейчас находятся в максимальном маркетинговом фокусе с точки зрения их потребительской активности. Представителям поколения Y сейчас 24–37 лет. Ниже представлены данные по соцдем-портрету «игреков», а также информация про самозанятость, траты, предпочтения в покупках, приверженность онлайну или офлайну и многое другое.
Учеба и работа в жизни поколения Y
«Игреки», наряду с Х, имеют высокий уровень образования — 62,1% представителей данного поколения подтвердили наличие высшего образования. Среди опрошенных самый большой процент составляют бакалавры (28,7%), за ними следуют магистры (21%).
В то же время, по данным Aquarelle Research, почти 84% «игреков» согласны с тем, что можно быть успешным человеком, даже не имея высшего образования, а 39% считают получение высшего образования обязательным, поскольку оно дает новые возможности, правда, в основном за счет связей и знакомств в вузе, а не за счет самих знаний.
Меньше половины (47%) согласны с тем, что высшее образование открывает большие возможности в будущем.
Таким образом, по показателям весьма скептического отношения к высшему образованию «игреки» заметно опережают «иксов». Вероятно, это произошло из-за того, что миллениалы столкнулись на собственном жизненном опыте с высоким уровнем безработицы — несмотря на наличие профильного образования, не смогли найти работу по специальности.
Большинство «игреков» работают: таковых среди них 78,1% , в том числе 11,5% — неполный рабочий день. Но в целом трудоустроенных среди представителей этого поколения ниже, чем среди X, поскольку заметная доля миллениалов сидит в декретном отпуске, что можно объяснить тем, что многие пары в этом возрастном периоде решают завести детей.
Роль семьи
Миллениалы — самые остепенившиеся: 80% представителей состоят в отношениях, и это максимальная доля среди всех возрастных групп. При этом 55,2% «игреков» заключили официальный брак, остальные же либо живут с партнерами, либо «встречаются», согласно Aquarelle Research.
У 60% респондентов в этой возрастной группе уже есть дети. Большинство тех, у кого их еще нет, желали бы завести детей в ближайшем будущем. И только 14,5% миллениалов ответили, что не собираются заводить детей, что опровергает гипотезу о том, что миллениалы в большинстве своем чайлдфри-поколение.
Семья и дети играют важную роль для данного поколения. Половина респондентов считают, что «семья без детей — это не семья». В Москве этот показатель несколько ниже — 45,6%. Поскольку большинство детей в семьях «игреков» находятся еще в младшем возрасте, забота о них и воспитание — важная составляющая семейной жизни. Поэтому «игреки» — одна из ключевых целевых аудиторий для брендов-производителей детских товаров и питания.
«Игреки» в большей степени, чем другие поколения, способны проявлять гибкость в семейных отношениях: 37% из них готовы отказаться от собственных убеждений ради общего согласия в браке.
Доходы: ожидания и реальность
В целом «игреки» как молодые специалисты имеют примерно такой же достаток, как «иксы», и заметно выше, чем «зетеры», которые находятся в начале своего карьерного пути. Его среднее значение — 43,8 тыс. руб. в месяц.
Однако у миллениалов доходы куда менее однородны по сравнению с X: значимо выше доля тех, кто получает до 15 тыс. руб. или больше 100 тыс. руб. в месяц, по данным Aquarelle Research.
Среди источников дохода львиная доля принадлежит зарплате на основной работе — ее назвали 72,9% респондентов. Этот показатель совпадает с X и существенно превосходит Z.
А вот по активности в собственном бизнесе «игреки», чей возраст, казалось бы, самый подходящий для этого, похоже, еще не «раскачались»: показатель дохода от него всего лишь 3,4%.
Что касается вопроса о том, какой минимум средств необходим для нормальной жизни, то запросы миллениалов скромнее, чем у X: 83,4 тыс. руб. среди респондентов по России и 97,7 тыс. руб. у тех, кто проживает в Москве.
Для того чтобы полностью удовлетворить все свои потребности, около трети респондентов называют цифру более 150 тыс. руб. В среднем же показатели такие: 116,4 тыс. руб. по России и 127,4 тыс. руб. для Москвы.
Можно сказать, что на материальные запросы Y, которые ниже, чем у X, и выше, чем у Z, повлияли социокультурные особенности: они вышли на рынок труда в нулевые, более стабильное время, им не приходилось «доставать» товары и продукты, поэтому они не гонятся за самореализацией через потребление.
Отношение к сбережениям
Несмотря на схожий с поколением Х уровень доходов, «игреки» в меньшей степени стремятся откладывать — 45,2% не имеют ни сбережений, ни инвестиций. Однако 44,8% распорядились финансами иначе — они имеют денежные накопления в виде вкладов, депозитов и прочих сбережений.
В то же время Y воспринимает сбережения в первую очередь как подушку безопасности на «черный день» — так считают около 79% респондентов. Это больше, чем X.
Альтернатива накоплениям — кредит. 24% согласны с утверждением, что им проще взять кредит на крупную покупку, чем копить и откладывать. 30% отчасти согласны с этим и не исключают возможности обращения в банк, а вот 45,7% против кредитов. Еще 17% готовы занимать деньги у друзей или родственников в случае нехватки собственных средств.
43% «игреков» уже выплачивают проценты по взятым кредитам и ипотеке. На данный момент они копят деньги на квартиру, в том числе на первоначальный взнос (30%). Столько же «игреков» (30%) откладывают средства на черный день, 26% — на покупку автомобиля.
«Миллениалы» как потребители
Они ведут социально активный образ жизни. Помимо рутинных трат на бытовые нужды, многие тратят деньги на питание вне дома и развлечения, в отличие от X.
Основными статьями расходов, по данным Aquarelle Research, для поколения Y являются продукты питания и обязательные платежи (ЖКХ, телеком, проезд, аренда жилья) — 85% и 76,3% соответственно. Также в топ-5 входят одежда и обувь — 55,8%, бытовая химия — 46,3% и медицина, лекарства — 45,3%.
В целом в топе те же категории, что и у «иксов», но проникновение все же ниже.
Комментарий Петра Залесского, директора по работе с клиентами отдела Digital Adhoc GfK Rus: «Иногда, чтобы лучше понять потребителя/покупателя, достаточно спросить, от чего он готов отказаться, чтобы экономить. "Игреки" готовы были бы отказаться от спорттоваров, книг и журналов, подарков родственникам, косметики и парфюмерии, а также от походов в кафе и рестораны. Чем старше аудитория, тем чаще добавляются другие расходы, которые делает аудитория, — оплата коммунальных услуг, траты на развлечения и хобби, покупка бензина, транспортные расходы, путешествия».
Для определения ключевых характеристик этого поколения можно обратиться к ежеквартальному исследованию РосИндекс компании Ipsos, в рамках которого с помощью методики RULS ** (Russian Life Style) выделены восемь психографических групп, которые отличаются друг от друга, прежде всего, покупательским поведением и мотивами потребления. Так, среди миллениалов сравнительно высока доля существенно отличающихся друг от друга сегментов «Обыватели» и «Стремящиеся». Если для первых характерно восприятие покупок и потребления в качестве рутинных малоинтересных процессов, то «Стремящимся» свойственно стараться посещать престижные, дорогие магазины, но исходя из имеющихся финансовых средств.
Исследование TGI / Marketing Index компании Kantar говорит о том, что «игреки», в сравнении с населением 16+ и с другими рассматриваемыми поколениями более восприимчивы к отзывам о товарах/марках в интернете. Сами они тоже с удовольствием оставляют такие отзывы — гораздо чаще, чем Х, но несколько реже проактивных в этом плане «зетеров».
Игреки ищут возможности дополнительного заработка, который им не помешает, ибо для них весьма характерно желание покупать качественные и потому более дорогие бренды. При этом по большей части они стараются также экономить на покупках и тщательно подходить к выбору товаров, как и население в целом, — вероятно, сказываются реалии последних кризисных лет.
Наличие в собственности квартиры и машины для большинства поколения Y, как показывают результаты исследования Aquarelle Research, является признаком успеха и достижения более высокого социального статуса — так считают 58% опрошенных.
Кроме того, собственная машина дает им ощущение мобильности и свободы (83%).
В то же время почти 19% «игреков» считают, что сейчас так развиты такси и каршеринг, что необходимость в собственной машине практически отпадает. Для Москвы этот показатель еще выше: 21,7%. В то же время почти половина «игреков» не согласны с этим — и это самый высокий процент среди всех поколений.
Большинство (77%) полагают, что лучше взять ипотеку и отдавать деньги за свое жилье, чем платить все время за аренду. Это наивысший показатель среди всех поколений, так что девелоперским компаниям стоит пристальней присмотреться к миллениалам как к своей приоритетной аудитории.
Где покупают: офлайн или онлайн
Поколение Y сейчас самые активные покупатели в интернете. Половина из них совершают покупки в онлайн-магазинах раз в месяц и чаще, заметно опережая X и Z по этому показателю. При этом они не уступают «иксам» и в офлайне — 77% совершают покупки в обычных магазинах несколько раз в неделю, говорится в отчете Aquarelle Research.
Y отдают предпочтение интернет-магазинам при покупке электроники и handmade-товаров. Онлайн также играет важную роль для миллениалов в категориях детских и спортивных товаров, смартфонов и компьютеров.
Большинство Y четко знают, что им нужно при покупке лекарств, зоотоваров, продуктов питания и бытовой химии, и не тратят время на дополнительный онлайн-серфинг. Больше всего времени «игреки» тратят на выбор гаджетов и бытовой техники, хотя принимают решение быстрее, чем X.
В процессе выбора Y обращаются в основном к отзывам и описанию товара, которые зачастую читают прямо на сайте магазина. Видеообзоры среди этого поколения не так популярны — их смотрит только четверть миллениалов.
В половине случаев Y совершают онлайн-покупки со смартфона. При этом они в равной мере пользуются как приложениями, так и мобильными версиями сайтов.
Согласно данным исследования «РосИндекс» компании Ipsos во 2 квартале 2019, средняя сумма затрат на онлайн-покупки представителей поколения Y составила 7783 рубля — этот показатель уступает X и заметно выше, чем для поколения Z.
Среди наиболее популярных онлайн-гипермаркетов почти половина представителей поколения Y выбирает aliexpress.com (48,2%). Также миллениалы используют ozon.ru (19,7%) и wildberries.ru (19,3%).
Отношение к платным услугам и подпискам
63% представителей поколения Y регулярно отдают на аутсорс решение различных бытовых задач. Так же как и X, треть миллениалов каждый месяц пользуются услугой мойки автомобиля. Каждый пятый Y заказывает еду домой раз в месяц и чаще, значительно опережая в этом поколения X и Z. Аутсорс для «игреков» — в первую очередь экономия времени и возможность заняться чем-то более приятным и важным.
32% игреков пользуются сервисами по подписке — это больше, чем X, но меньше,
чем Z. В основном они оформляют подписку на музыку и онлайн-кинотеатры. Книги,
облачные сервисы, онлайн-обучение и софт также популярны. При этом
использование подписки имеет прагматический смысл: при большой частоте
обращений она выгоднее, чем разовые заказы.
* возрастные группы распределены следующим образом:
X — рожденные с 1968 по 1981 годы;
Y — рожденные c 1982 по 1995 годы;
Z — рожденные с 1996 по 2005 годы.
**RULS (Russian Life Style) — методика сегментирования российских потребителей по покупательскому поведению. На основании факторного анализа были выделены 8 непересекающихся психографических групп, которые существенно отличаются друг от друга покупательским поведением, мотивами потребления и репертуаром потребляемых марок, образом жизни и информационными предпочтениями:
Выживающие (Survivors)
Люди с низким достатком. Главное для них при выборе товаров — цена, все время находятся в поиске самых дешевых товаров. Затраты на покупку продуктов питания, одежды, обуви и предметов длительного пользования (потребительская активность) — ниже среднего уровня. Практически все деньги тратят на продукты питания. Часто покупают продукты про запас, стараются приобретать товары отечественного производства. С раздражением относятся к рекламе.
Традиционалисты (Traditionalists)
По своему покупательскому поведению похожи на Выживающих. Цена имеет большое значение, но при этом стараются выбирать более качественные товары из тех, которые могут себе позволить. Стремятся покупать товары, в качестве которых убедились на собственном опыте, лояльны к выбранной марке. Потребители местной небрендированной продукции, предпочитают отечественные продукты и товары. Заранее планируют покупки, рассчитывают каждый рубль, для крупных покупок откладывают деньги. Любят распродажи. Предпочитают магазины, расположенные рядом с домом. К рекламе относятся негативно и с раздражением.
Стремящиеся (Strivers)
Основными факторами выбора являются цена и марка товара. Часто сетуют на нехватку средств на покупку одежды и даже продуктов питания, но при этом предпочитают импортные товары и склонны к спонтанным покупкам. Полагают, что качество российских товаров ниже, чем импортных. Стараются не покупать незнакомые марки товаров и продуктов. Ориентируются на качество товара, исходя из имеющихся финансовых средств. Стараются посещать престижные, дорогие магазины. Представляют собой резерв Новаторов. Впечатлительны и подвержены влиянию извне. Перед серьезными покупками стараются узнать мнение других, нередко ориентируясь на мнение и потребительские привычки Благополучных и Преуспевающих. Восприимчивы к рекламе.
Обыватели (Mainstreamers)Декларируют отстраненность от решения бытовых проблем. Самостоятельные покупки совершают ситуативно, чаще — по списку, составленному домохозяйкой. Цена перестает играть для них существенное значение, но и остальные факторы выбора не выражены. Воспринимают покупки и потребление скорее в качестве рутинных, малоинтересных процессов. Потребительская активность средняя. К рекламе относятся скептически-раздраженно. Практичны и самодостаточны.
Беззаботные (Careless)
Оптимисты, но не «трудоголики». Досуго-ориентированный тип: не принимают участия в работе по дому, за покупками отправляются неохотно. Четких ориентиров покупательского поведения нет. Потребительская активность близка к средней. Чаще других оценивают материальное положение своей семьи как достаточное для покупки крупной бытовой техники. Предпочитают импортные товары и склонны к спонтанным покупкам. Отношение к рекламе скептическое.
Новаторы (Innovators)
В покупательском поведении выражено стремление к новизне, любопытство и импульсивность. При выборе товара бренд имеет ключевое значение. Высоко оценивают материальное положение своей семьи. Преобладают в сегменте высокой потребительской активности. С удовольствием тратят деньги. Нет склонности к экономии, планированию покупок и покупкам впрок. Ориентированы на покупку известных марок, преимущественно импортных. Готовы переплатить, но купить товар известной фирмы. «Пожиратели» рекламы, ориентируются на нее при покупках.
Благополучные (Successful)
Зрелые, удовлетворенные своим материальным положением. Доминантой покупательского поведения является «охота за качеством» (и готовность платить за него), особенно если оно подтверждено собственным опытом. Получают удовольствие от покупок и от пользования технологическими новинками. При этом в меру консервативны, рациональны в планировании покупок, привержены традиции и ориентируются на мнение «значимых других». К рекламе относятся скептически-раздраженно. Лояльные покупатели брендированной продукции, в том числе отечественной.
Достигшие успеха (Achievers)
В основной массе — высокообеспеченные. «Охотники» за престижем. Готовы платить любые деньги за соответствие имиджу успешного человека. Потребительская активность максимальна. Посетители дорогих магазинов, бутиков. Демонстрируют высокую лояльность выбранным маркам. Предпочитают переплатить, но купить товар известной, лучше иностранной фирмы. К покупкам подходят рационально, но в то же время, если что-то понравилось, готовы сразу купить. При этом обладание вещами только «разжигает потребительский аппетит». Восприимчивы к рекламе, обращают внимание на качество ее исполнения.