Обзор российского рынка спортивных товаров
товарный и рекламный аспекты
при поддержке
Содержание статьи
Содержание

Мировой рынок

Рынок спортивных товаров в мире по мнению многих экспертов можно отнести к числу самых крупных, его объем в последние годы по некоторым оценкам превысил $200 млрд в год. Его образуют не только крупные международные корпорации, но также и сотни тысяч компаний среднего и малого бизнеса, обеспечивающие миллионы рабочих мест и вносящие весомый вклад в ВВП своих государств. Лидерство по объемам продаж принадлежит категориям спортивного снаряжения и спортивной одежды, за которыми следует спортивная обувь.

Значительная доля потребления спорттоваров приходится на развитые страны – США и Европу. Большая часть (свыше 70%) всего мирового производства спортивной продукции приходится на Китай, однако в этой стране пока нет ни одного собственного раскрученного спортивного бренда.

По информации зарубежных исследовательских агентств, в 2013-2015 годах мировой рынок спортивных товаров развивался умеренными темпами, не превышающими 4-5%, причем в большей степени прирост обеспечивался за счет стран с формирующейся экономикой.

Чего хотят потребители

Согласно данным исследования РБК.research «Спортивный ритейл: розничные торговые сети по продаже спортивных товаров 2013», доля России в объеме мирового рынка спортивных товаров невелика и составляет около 1,2-1,5%. Однако темпы прироста российского рынка в 2012-2013 годах существенно превысили аналогичный показатель мирового рынка спортивных товаров, включая продажи спортивной одежды и обуви.

Вплоть до конца 2014 года наблюдались следующие тенденции развития российского спортивного рынка:

  • высокие темпы роста,
  • обострение конкуренции,
  • усиление позиций крупных международных компаний,
  • развитие региональных рынков, изменение в системе дистрибуции,
  • формирование рыночной инфраструктуры,
  • рост интереса к спорту, активному образу жизни.

Текущее положение. По мнению представителей компании «Спортмастер», рынки спортивных товаров в Москве и Санкт-Петербурге характеризуются наибольшей стабильностью. Однако уже скоро их емкость будет заполнена окончательно, конкуренция обострится, и компании, которые заботятся о своем развитии, будут вынуждены искать новые, более перспективные и еще не освоенные рынки. Ожидается, что ими могут стать города с населением более 100 тыс. жителей. По последним данным государственной статистики, около 47% населения России проживает именно в таких городах.

Факторы, способные ограничить рост рынка спортивных товаров, в «Спортмастере» видят в демографическом кризисе (согласно прогнозу, до 2020 года основная группа потребителей спортивных товаров – население в возрасте от 20 до 40 лет – значительно сократится), низких, хотя и увеличивающихся до последнего года доходах населения, неблагоприятных климатических условиях некоторых регионов России.

Среди факторов, объясняющих положительную динамику на рынке спортивной индустрии в России и позволяющих экспертам считать его одним из ключевых в Европе, можно выделить следующие:

  1. Большое количество потенциальных покупателей (более 100 млн человек). Так, в Германии, где самый большой рынок спорттоваров в Западной Европе, число жителей составляет чуть более 80 млн.
  2. Только 20-25% населения России (по данным различных исследований) занимается физкультурой и спортом более-менее постоянно. Таким образом, емкость отечественного рынка спортивных товаров имеет значительный потенциал роста. Многое здесь зависит от популяризации спорта и здорового образа жизни.
  3. В торговом отношении Россия – одна из главных для поставщиков стран на европейском континенте. В России представлено не более 30% всего ассортимента спортивной продукции, продаваемого в мире.
  4. Набирающий в России популярность спортивный образ жизни.
  5. Представители «среднего класса» являются основными потребителями спортивных товаров.
  6. Постоянное увеличение числа торговых центров, в которых представлены спортивные отделы, также способствует развитию рынка спортивных товаров. На сегодняшний день в Москве насчитывается более 1 тыс. спортивных магазинов.
  7. Мода на спортивный стиль у массового потребителя. Спортивные товары перестали быть востребованными только у узкого круга людей. Для все большего числа потребителей они становятся частью стиля жизни. В Европе основные продажи ритейлеров – это спорттовары, используемые не по прямому назначению: покупатели могут не заниматься спортом, но одеваются в так называемом спортивном стиле (объем продаж товаров спортивного стиля превышает 50% всех продаж спортивных ритейлеров).

Как отмечалось выше, на мировом рынке спортивные товары российского производства представляют незначительную часть. По прогнозам экспертов, эта тенденция сохранится на ближайшие годы, несмотря на значительные темпы роста рынка. Наибольшую долю на российском рынке спортивных товаров составляют товары для зимних видов спорта. На летние спортивные товары, как считают эксперты, приходится немногим менее трети продаж.

Спортивный инвентарь. На российском рынке спортивного инвентаря лидирующие позиции занимают зарубежные фирмы-производители. Спортивный инвентарь российского производства составляет в большинстве случаев конкуренцию иностранному только в отношении цены, особенно уступая в качестве товаров профессионального уровня. В сегменте товаров любительского уровня конкуренция развивается более успешно. По некоторым видам спорта выпускаются российские аналоги зарубежного инвентаря, существуют и собственные российские разработки. Производство конкурентоспособного спортивного инвентаря низкой ценовой категории, в частности, положительно влияет на развитие массового спорта в России. Отсутствие ведущих позиций для отечественных фирм в производстве инвентаря по многим видам спорта объясняется не только агрессивной политикой зарубежных фирм на отечественном рынке, но и достаточно пассивной позицией государства в области любительского спорта.

Рынок спортивной одежды и обуви. Популярность спортивного стиля (casual, life style, sport fashion) у россиян связана не столько с интересом к спорту, сколько с модой на здоровый образ жизни, распространением молодежных тенденций на рынке одежды и обуви. Большинство неспортивных и спортивных брендов выпускают одежду и обувь на стыке спорта и моды. Наиболее известные и покупаемые марки спортивной одежды и обуви в России: adidas, Reebok, Puma и Nike.

Юлия Быченко

Юлия Быченко, директор по исследованиям компании Synovate Comcon:
«На волне популярности здорового образа жизни россияне все чаще занимаются спортом. Это создает возможности для развития отрасли спортивных товаров. Из всех товаров для спорта спортивная одежда и кроссовки покупаются наиболее активно. Это связано с тем, что около половины россиян носят спортивную одежду не только на тренировках, но и на отдыхе. Растет число поклонников массовых видов спорта, таких как бег, велоспорт, плавание, фитнес или домашние занятия на тренажерах. Популяризация спортивных секций для взрослых и развитие культуры самостоятельных занятий спортом могут стать хорошим драйвером покупок спортивных товаров».

Хотите получать информацию о новых номерах AdIndex Market
* - поля обязательные для заполнения

Нажимая кнопку «Хочу получать уведомления!», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие Adindex на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности