Рынок косметики в России
Товарный и рекламный аспекты
при поддержке

Пальма первенства принадлежит сегментам средств по уходу за кожей и декоративной косметики – первыми регулярно пользуются немногим более, а вторыми – чуть менее 90% россиянок в возрасте старше 18 лет. Красителями для волос пользуются 55%, а средствами для укладки – 43% женщин 18+.

«Декоративная косметика и средства по уходу за кожей, а также красители для волос демонстрируют практически не меняющиеся показатели популярности за последние три года», – комментирует Михаил Райбман, директор по мультимедиа-исследованиям TNS Россия. В пользовании средствами для укладки волос можно заметить слабо выраженную тенденцию к снижению: с 47,3% в первом полугодии 2013 до 43,1% в аналогичном периоде 2015 года.

По федеральным округам в потреблении категорий есть некоторые отличия от общероссийской картины (рис.3). Так, средства по уходу за кожей в Южном федеральном округе уступают по потреблению первое место декоративной косметике, сохраняя первенство во всех остальных округах (лидеры в этом сегменте – Северо-Западный и Сибирский). Средства для окрашивания волос получают максимальный процент пользования (62%) в Дальневосточном, а минимальный (44%) – в Уральском регионе. Интересно отметить, что тех, кто пользуется средствами для укладки волос, больше в Северо-Западном и Северо-Кавказском регионах (46,6% и 46,2% соответственно), а в Дальневосточном – меньше всего (39,5%).

Средства по уходу за кожей. Среди товарных категорий в данной группе наиболее популярны различные средства по уходу за руками и кожей лица (рис.4). При этом, если первые практически сохранили и даже несколько увеличили процент пользователей за рассматриваемый период, то в сегменте кремов для лица наблюдается снижение на 10 процентных пунктов в первом полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014.

Стабильно используются средства по уходу за кожей вокруг глаз и для коррекции фигуры (последняя – наименее потребляемая категория в группе, данными средствами в 2015/1 пользовались хотя бы раз за полгода 9% женщин 18+).

Категория, где можно наблюдать небольшое снижение в первом полугодии 2014 года и далее возврат к показателям 2013 года в первом полугодии 2015 – средства по уходу за ногами, ими пользуются 61% представительниц прекрасной половины человечества.

Такие товарные категории, как средства по уходу за руками и гигиеническая губная помада имеют четко выраженную сезонность: в первом полугодии (в большей степени охватывающем зимний период) их потребление возрастает на 5-6 процентных пунктов.

Данные по частоте использования отдельных категорий средств по уходу за кожей приведены на рис. 5-8.

Среди потребителей категорий с частотой раз в день и чаще женщины используют средства по уходу за лицом и руками, гигиеническую губную помаду и средства для интимной гигиены. Раз в неделю и реже – маски и средства для коррекции фигуры.

Среди мест покупки средств для ухода за кожей преобладают специализированные сетевые магазины косметики и парфюмерии, имеющие тенденцию к увеличению доли (рис. 9). На втором месте по популярности находятся супермаркеты и гипермаркеты, также с растущей долей. Третье-четвертое места делят небольшие магазины самообслуживания и распространители по каталогу. Доля интернет-магазинов не велика, но этот сегмент показывает рост с 1,4% в первом полугодии 2013 года до 2,4% в том же периоде 2015.

Марки средств по уходу за кожей и их положение на рынке. Важность марки среди факторов выбора средств по уходу за кожей очень высока: почти три четверти женщин считают марку важной или даже очень важной (рис. 10), и лишь около 5% не придают ей значения при покупке.

Карта марок средств по уходу за кожей по знанию среди женщин 18+ (рис.11) наглядно демонстрирует лидирующие позиции в этой подкатегории брендов российского происхождения: они занимают шесть позиций в ТОП-10, включая первые две. Из международных брендов наиболее известны Nivea, Avon и Oriflame (3-е, 4-e и 6-е места соответственно), из которых двое последних, как отмечалось выше, испытывают не лучшие времена, что проявляется в неуклонном падении знания за период 2013-2015 гг. Вообще, известность большинства брендов показывает не ярко выраженную, но устойчивую тенденцию к снижению. Положительную динамику можно отметить у «Невской косметики» и DeSheli.

Потребление марок на российском рынке в целом коррелирует с их известностью (рис. 12).

По этому показателю три первых позиции занимают «Бархатные ручки», «Черный Жемчуг» и «Чистая линия». Среди большинства импортных брендов преобладает тенденция к снижению потребления.

Хотите получать информацию о новых номерах AdIndex Market
* - поля обязательные для заполнения

Нажимая кнопку «Хочу получать уведомления!», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие Adindex на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности