Рынок косметики в России
Товарный и рекламный аспекты
при поддержке

Российский интернет и косметический рынок

Исследование Nielsen Global Survey of E-Commerce в конце 2014 года показало, что среди товаров, которые россияне наиболее склонны приобретать онлайн, косметические средства занимают достойную позицию (их планируют покупать 26% россиян), уступая билетам на мероприятия (39%), авиабилетам (38%), одежде и обуви (38%) и электронике (35%).

Доля интернет-продаж в общем объеме рынка косметики составляет около 4%. На сегмент «Косметика» приходится 4-5% рынка электронной торговли России (здесь и далее использованы данные отчета «Российский рынок косметики 2015: офлайн и онлайн» компании Hermes NexTec, июнь 2015). В период c 2013 по 2015 год наблюдается устойчивый рост интереса интернет-аудитории РФ к косметике, выражающийся в увеличении количества тематических поисковых запросов в Yandex и Google, которое составило 25%. Большая пятерка самых популярных косметических брендов по запросам в интернете выглядит так: Chanel, Yves Rocher, L’Oreal, Lancome, Clinique.

120 косметических брендов, представленных на российском рынке, ежемесячно привлекают около 7 млн брендовых запросов в интернете, при этом лишь 37 из них (31%) имеют свой интернет-магазин – отмечается в отчете Hermes NexTec.

Ирина Пустовит

Пётр Троицкий, CEO агенства Nectarin: Обсуждая перспективы развития e-commerce в сфере товаров для красоты и здоровья, можно выделить несколько основыных драйверов и барьеров этого развития.

Во-первых, многие женщины предпочитают покупать товары такого рода «вживую», когда можно их подробно рассмотреть, оценить удобство применения, ощутить аромат парфюма/крема и т.д. Для них информация в интернете (который уже прочно вошел в жизнь большинства населения) может служить лишь средством привлечения внимания и изучения нового товара с точки зрения его свойств, состава, применяемых технологий, отзыва потребителей и т.п. Покупать такой товар они все равно отправятся в офлайн-магазины. А вот повторную покупку часть такой аудитории уже вполне может совершить и в интернете. С другой стороны, существуют нишевые сегменты косметики, в которых товары иначе как в специализированных интернет-магазинах и не купишь. На фоне происходящего увеличения числа таких сегментов и роста конкуренции е-commerce, безусловно, имеет мощный стимул развития. Наконец, появление все большего числа представителей поколения, выросших в эпоху интернета (так называемого поколения «миллениалов») и безоговорочно готовых использовать его для реализации большинства своих потребностей и интересов, является мощным источником расширения электронной коммерции вообще и в сфере товаров для красоты и здоровья (которой новое поколение придает приоритетное значение) в частности.

Структура онлайн-рынка. В целом, по оценкам экспертов и самих участников, рынок онлайн-продаж косметики в РФ может быть разделен на несколько главных направлений. Во-первых, это крупные офлайн-ритейлеры, просто копирующие свой ассортимент в онлайне: «Рив Гош», «Иль Де Ботэ», «Л’Этуаль», а также онлайн-представительства зарубежных производителей – Lush, La Roche Posay и т.д.

Следующее направление – сайты, торгующие небанальными и малоизвестными продуктами, со специализацией на узкой тематике (работа по конкретному бренду, по направлению ухода и т.д.). Среди них могут быть как энтузиасты, которые сами привозят небольшие партии товара и продают через свои сайты, так и подходящие к своим продажам более профессионально, что видно по вложениям в сайт, объему работы по продвижению и т.д. Последние и есть классические интернет-магазины в западном понимании термина. С одной стороны, они узко специализированы, с другой - готовы развиваться, расширяться и имеют представление, в каком направлении это нужно делать. Третий значимый сегмент составляют непрофильные гиганты онлайн-торговли: Ozon.ru, Lamoda.ru и другие, которые включают косметику в свой ассортимент в рамках общей диверсификации ассортимента и увеличения оборота.

Офлайновые гиганты в денежном выражении остаются лидерами продаж косметики и в сегменте онлайн.

При этом можно отметить, что офлайн-розница значительно активизировалась в онлайне именно в последнее время – если раньше их сайты выполняли функцию, скорее, представительского плана, без особых задач по генерации трафика и его конверсии в продажи, то сегодня это направление для всех крупных игроков отрасли, включая производителей, стало приоритетным.

В целом, по экспертным оценкам, на понимание перспективности онлайна как канала продаж во многом повлияло и появление огромного числа микро и мини онлайн-магазинов, самим своим существованием доказавших целесообразность инвестиций в интернет.

За последние два-три года появилась и совершенно новая форма продвижения косметических брендов, связанная с бьюти-блогерами. В Рунете сложился пул профессиональных и влиятельных в теме красоты и здоровья блогеров, которых читает многотысячная аудитория. Доверие к информации у подписчиков таких блогов намного выше, чем у аудитории СМИ. К рекомендациям бьюти-блогеров активно прислушиваются, на них стремятся быть похожими, покупая товары, подсмотренные в обзорах. В российских интернет-магазинах сегодня можно найти практически любой косметический продукт из последних обзоров бьюти-блогеров. При этом цена продукта в Рунете будет, как правило, выше цены этого же товара на зарубежном сайте.

Интернет-магазины используют различные варианты доставки товаров на свои склады в России. Часть предпринимателей заказывают небольшие партии (80-100 единиц) в зарубежных интернет-магазинах, при этом они платят все необходимые пошлины и готовят все необходимые документы. Некоторые работают по системе дропшиппинга – бизнес-модели, позволяющей продавать товары, не имея склада. Поставщик пересылает заказ непосредственно клиенту заказчика, не взимая за это дополнительной платы, а владелец интернет-магазина устанавливает собственную наценку. По мнению экспертов, у этого сегмента косметического рынка есть большой потенциал роста, так как многие косметические бренды, любимые российскими бьюти-блогерами и визажистами, не приходят в Россию из-за бюрократических трудностей и высоких начальных инвестиций.

Маркетинговый аспект: потребительское поведение и предпочтения

Данные аналитической компании GfK в 2014 году и по состоянию на начало 2015 года показывают, что на долю средств гигиены и ухода за собой (в нее входят также косметика и парфюмерия) приходится порядка 6% ежемесячных расходов домохозяйств в РФ и в среднем 632 рубля в месяц. При этом динамика 1-го квартала 2015 года против 2014 – рост 13% в рублях и 9% в объеме, что говорит о пока относительно благополучном состоянии потребительских настроений в категории.

Рассмотрим подробно поведение российских потребителей косметических средств на базе готового исследования потребительских предпочтений Marketing Index / TGI, проводимого компанией TNS Россия, сосредоточившись на женской аудитории как основном потребительском сегменте.

Общая структура потребления основных групп товаров в категории выглядит следующим образом (рис.2):

Хотите получать информацию о новых номерах AdIndex Market
* - поля обязательные для заполнения

Нажимая кнопку «Хочу получать уведомления!», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие Adindex на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности