Обзор российского рынка шоколадных изделий
товарный и рекламный аспекты
при поддержке
Содержание
Содержание

Согласно данным исследовательской панели домохозяйств Romir Scan Panel, в настоящее время шоколадные кондитерские изделия ежегодно покупают 98% всех российских семей. При этом наибольшей популярностью у россиян пользуются шоколадные плитки – их ежегодно приобретают 95% домохозяйств. Несколько менее популярны для домашнего потребления шоколадные батончики, которые пользуются спросом в среднем у четырех из пяти семей (81%). На третьем месте по популярности находятся шоколадные конфеты в коробках – их покупают две трети российских домохозяйств (67%).

Индивидуальное потребление шоколадных изделий среди россиян 18+ за полгода в динамике за период первое полугодие 2013 года - первое полугодие 2015 года, согласно данным готового исследования потребительских предпочтений Marketing Index / TGI, проводимого компанией TNS Россия, представлено на рис.1.

Инна Афанасенко

«Потребление шоколадных изделий во всех сегментах за рассматриваемый период достаточно стабильно, и говорить о какой-либо явной тенденции сокращения потребительской базы в связи с кризисом пока не приходится (что не исключает, конечно, изменений в объеме и структуре потребления)», – отмечает Михаил Райбман, директор по мультимедиа-исследованиям TNS Россия.

Региональные особенности. По федеральным округам в потреблении категорий есть некоторые отличия от общероссийской картины (рис.2). Шоколад в плитках сохраняет лидирующие позиции во всех округах, при этом максимальный % потребления (выше среднероссийского) отмечен среди населения Дальневосточного, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Южного и Приволжского округов; минимальный – в Уральском ФО.

Максимальное потребление развесных шоколадных конфет – в Южном и Приволжском округах, причем отставание этого сегмента от шоколадных плиток в обоих ФО минимально. Менее всего развесные конфеты популярны в Северо-Западном округе.

Шоколадные ассорти в ряде округов заметно «отстают» от шоколадных батончиков (в целом по России показатели этих категорий очень близки). Наибольшая популярность батончиков – в Дальневосточном, а ассорти – в Северо-Западном ФО.

С чем обычно покупают шоколад.
Среди всех чеков, в которых фигурируют шоколадные кондитерские изделия, только в 7% присутствует несколько сегментов категории (рис. 3).

Интересно также отметить, что в 41% всех чеков, в которых отмечены шоколадные плитки, также присутствует молоко, в 23% – чай и/или сок, в 16% – кофе, а в 6% – вино.

Такие кондитерские изделия, как шоколадные батончики и плитки, достаточно часто выступают для российских потребителей в качестве перекуса.

На долю внедомашнего потребления шоколадных плиток приходится порядка 30% объема всей категории, в то время как для шоколадных батончиков этот показатель выше – он составляет практически 50%. С точки зрения охвата аудитории интересно отметить, что среди всех покупателей шоколадных батончиков 24% совершают покупку данной категории только для потребления вне дома (источник вышеприведенных данных – Romir Scan Panel, 2014).

Частные марки. Как и на многих других рынках FMCG-товаров, на отечественном рынке шоколада активно развиваются частные марки торговых сетей. Если в целом за 2008 год шоколадные плитки, изготовленные под марками розничных сетей, приобретали 6% домохозяйств, то в 2014-м доля таких покупателей выросла уже до 27%, то есть показатель увеличился более чем в четыре раза (рис. 4).

Рост проникновения частных торговых марок в категории шоколадных кондитерских изделий на протяжении всего периода наблюдений был постоянным и стабильным. В 2009 году показатель удвоился, по сравнению с 2008 годом.

Заметный рост также был зафиксирован в 2013 году, по сравнению с показателем 2012-го. И только в 2014 году доля домохозяйств, купивших шоколадную продукцию частных марок, осталась практически на уровне предыдущего года. Не исключено, что в текущем году сетевые товарные марки в шоколадных категориях получат новый стимул для развития благодаря общему потребительскому тренду на оптимизацию и экономию. Средняя цена за одну шоколадную плитку частной марки в 2014 году была примерно на 30% ниже средней рыночной цены.

Сегмент шоколадных плиток

Частота покупки и потребления. Согласно данным Ромир, среднегодовая частота покупки шоколадных плиток за период апрель 2013 - март 2014 года составляла 13,4 раза, а за период апрель 2014 - март 2015 года – 12,8 раза. При этом средняя стоимость одной покупки была 69 и 78 рублей, а вес – 178 и 175 г соответственно. По данным TNS Россия, исследование Marketing Index /TGI Россия, на момент первого полугодия 2015 года распределение частоты потребления шоколадных плиток среди тех, кто потреблял шоколадные плитки хотя бы раз за полгода, имеет следующий вид (рис.5).

Как видим, большинство россиян, потреблявших шоколадные плитки хотя бы раз за полгода, потребляют их в основном с частотой 2-3 раза в месяц (28%). Только 2% потребителей шоколадок едят их каждый день, 21% – реже одного раза в месяц.

Хотите получать информацию о новых номерах AdIndex Market
* - поля обязательные для заполнения

Нажимая кнопку «Хочу получать уведомления!», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие Adindex на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности