Обзор рынка продуктового ритейла в России
товарный и рекламный аспекты
при поддержке
Содержание статьи
Содержание

Metro Cash&Carry

Metro Cash&Carry – сеть мелкооптовых гипермаркетов, входящая в немецкую Metro Group, третьего по величине в Европе и четвертого в мире ритейлера. На российском рынке – вторая по объему продаж иностранная компания после Auchan Group. Специфика представленного формата Cash & Carry в том, что сеть ориентирована, в большей степени, на профессионалов – представителей HoReCa, ритейлеров малого и среднего формата, коммерческих и государственных организаций. Доступ в гипермаркеты осуществляется только по клиентским картам Metro C&C, которые оформляются на юридических лиц.

Интерторг

Компания «Интерторг», оперирующая мультибрендовой сетью продуктовых магазинов в различных форматах, остается одной из наиболее быстрорастущих на рынке. Основным активом компании является сеть универсамов «у дома» под брендом «Народная 7Я семьЯ», с 2011 года компания развивает сеть супермаркетов Spar, а с 2012 года – управляет супермаркетами «Норма». Сильные позиции сеть «7Я СемьЯ» занимает на рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где открыто более 250 магазинов.

Глобус

Российская сеть гипермаркетов Globus – часть международной сети, охватывающей также Германию и Чехию. Globus – самый молодой и динамично развивающийся ритейлер в топ-10 на российском рынке. Открыв первый магазин в Подмосковье в 2006 году, спустя 9 лет компания впервые вошла в число лидеров, оперируя всего лишь 11 торговыми объектами. Globus работает только в формате классического гипермаркета и представляет 45 тыс. наименований товаров при средней посещаемости каждого магазина в 12-20 тыс. человек в день.

Монетка

Торговая сеть «Монетка» – единственный в топ-10 ритейлер, не представленный в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Образованная в 2001 году компания сегодня оперирует сетью более чем из 800 торговых объектов, основным движущим локомотивом торговой сети выступает сеть дискаунтеров шаговой доступности «Монетка». Ключевым рынком для развития сети остается Екатеринбург, где открыто 70 магазинов, и Свердловская область.

Торговые сети и потребители: смещение акцентов и новые стратегии

Доли затрат населения на покупки в сетях ритейлеров

Потребительский рейтинг торговых сетей представила исследовательская компания GfK. Он показывает долю расходов российских семей на FMCG и продукты питания, приходящихся на покупки внутри той или иной сети. Данные по России отражены на рис. 6, а по городам-миллионникам, включая Москву и Санкт-Петербург, – на рис. 7.

Тройка лидеров, согласно исследованиям, в обеих выборках состоит из одних и тех же игроков, но в разном порядке. Первая позиция принадлежит дискаунтерам: по России в целом – это «Магнит», а по городам-миллионникам – «Пятерочка». В крупных городах с небольшим отставанием от «Пятерочки» на втором месте расположилась сеть гипермаркетов «Ашан». «Пятерочка» же оказалась на втором месте по России. С большим отставанием от «Ашана» в крупных городах третью строчку занимает общероссийский лидер – «Магнит» (дискаунтер). В масштабах России «Ашан» располагается на третьем месте (и также со значительным отставанием от лидеров).

Такое распределение вполне отражает приоритеты в дистрибуции каждой из сетей, а также разницу в социально-экономическом положении регионов России.

Частота совершения покупок в ритейле

Больше половины россиян (56%) совершают покупки в гипермаркетах / супермаркетах раз в неделю и чаще, среди них каждый день совершают покупки 6,5%.

Знание марок и покупки в ритейл-сетях (Россия и Москва)

Ситуация со знанием марок основных ритейлеров среди взрослого населения России отражена на рис. 9.

Топ-3 по знанию составляют «Пятерочка» (75,5%), универсам «Магнит» (65,6%) и «Ашан» (64,1%), при этом «Пятерочка» является явным лидером с отрывом по знанию от ближайшего конкурента почти на 10%.

По совершению покупок в различных сетях (рис. 10) тройка лидеров остается неизменной.

Положительную динамику можно увидеть у многих сетей. Особенно она заметна у «Ленты» (с 8,4% в 2014 году до 14,9% в 2016 году, динамика равна 6,5%), «Пятерочки» (динамика 4,3%), «Ашана» (2,4%), SPAR (2,3%) и «О’Кей» (2%).

Интересно посмотреть на дальнейшую динамику «Седьмого континента» в связи с нестабильным положением сети на рынке и связанной с ней процедурой банкротства.

Список лидеров по узнаваемости на московском рынке частично отличается от российского (рис. 11).

В Москве, так же как и по России в целом, лидером по знанию является «Пятерочка» – 89% взрослых москвичей знают эту сеть. На втором месте с минимальным отрывом – «Ашан» (88,4%), на третьем – «Перекресток» (85,9%).

По совершению покупок в Москве (рис.12) «Пятерочка» является безусловным лидером, достигнув показателя 52,4% и на 13% опережая находящийся на втором месте «Ашан» (40,2%). На третьем месте – сеть «Дикси» (34,5%), которая, динамично увеличивая количество покупателей, обошла «Перекресток» во втором полугодии 2015 года.

Собственные торговые марки крупнейших сетей

Значимой приметой настоящего времени является активный запуск крупнейшими ритейлерами собственных торговых марок (СТМ). Как показывают результаты опросов Ромир, 44% россиян знают, что СТМ – это собственные торговые марки сетей. При этом половина из них (22%) воспринимает СТМ просто как самые дешевые товары в магазине, что в принципе верно, так как эти товары в среднем на 20% дешевле брендированных аналогов.

На сегодняшний день СТМ присутствуют в более чем 220 категориях. Наиболее распространенными и востребованными являются молочные продукты, а из непродуктовых категорий FMCG – шампуни, стиральные порошки и кондиционеры для белья, зубная паста и средства личной гигиены. Едва дотягивая до 2% в 2010-1011 годах, сегодня доля СТМ увеличилась в 2,5 раза – до 5% (рис.13).

Однако несмотря на бурный рост и распространение СТМ, доля товаров, продаваемых под собственными торговыми марками сетей, все еще остается низкой в общем объеме продаж. Эта цифра пока не сопоставима с объемами продаваемых СТМ в других европейских странах. Например, в Польше каждый четвертый товар (24%) продается под собственной торговой маркой сети, во Франции доля СТМ достигает 28%, а в Великобритании, Испании и Швейцарии этот показатель превышает 40% (рис. 14).

Хотите получать информацию о новых номерах AdIndex Market
* - поля обязательные для заполнения

Нажимая кнопку «Хочу получать уведомления!», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие Adindex на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности