Обзор рынка недвижимости в России
товарный и рекламный аспекты
при поддержке
Содержание
Содержание

Жилье и апартаменты бизнес-класса

Предложение новостроек остается инерционно высоким – в продаже дома, которые начали строить три года назад. Цены в этом сегменте жилья в течение 2015 года корректировались, и по итогу их снижение составило (в рубле) 4,5% к 2014 году, в среднем 220-230 руб./м2. В сегменте бизнес-класса конкуренция между застройщиками только нарастает – вводится или уже продается несколько жилых комплексов на территориях промзон, объем застройки которых сопоставим с объемом всего московского строительства (например, территория ЗИЛа предполагает более 3,5 млн м2 жилья, что сопоставимо с вводом жилья в старой и новой Москве в 2015 году). Вместе с тем, покупатели и здесь снижают бюджет покупок – на 11% упала средняя цена сделки в этом сегменте за год. И в этом сегменте, скорее всего, коррекция цен будет ощущаться сильнее, чем в эконом-классе, поскольку конкуренция за покупателя заставит застройщиков снижать цены дальше, а клиент частично уйдет в более низкий класс. С другой стороны, будет нарастать и дифференциация: качественные и построенные объекты будут сохранять свою стоимость, в то время как недостроенные или неудобные объекты будут дешеветь.

Жилье и апартаменты премиального класса

Здесь рублевые цены практически стояли (при этом динамика была разнонаправленной от района к району и от дома к дому), а долларовые снизились значительно – до 20%. В среднем по городу квадратный метр элитного жилья стоит 8-12 тыс. долл./м2, при условном курсе 60-75 руб./долл. Средняя цена сделки также сократилась и составляет около 1 млн долларов, что произошло за счет сокращения приобретаемых площадей в большей степени, чем за счет снижения цены. В этом сегменте еще более выражена дифференциация проектов: цена предельно зависит от его уровня и степени готовности, соответственно, снижение цен в среднем по рынку не исключает их роста по конкретному проекту.

Наличие спроса на самые недорогие квартиры в Москве вполне понятно – платежеспособность покупателей сейчас сильно ограничена, а следовательно, минимальная цена зачастую является главным фактором. Поэтому лучше рынка показывают себя однокомнатные квартиры, а также все малогабаритные предложения, полная стоимость которых ниже, чем у схожих вариантов большей площади (например, «двушка»-студия против обычной «двушки» большей площади).

Спрос на качественное современное жилье и большие многокомнатные квартиры также понятен. Люди, которые сохранили докризисные сбережения, особенно в валюте, сейчас вместо «двушки» могут позволить себе хорошую «трешку», а вместо «трешки» – четырех- или пятикомнатную квартиру. Аналогично большой объем предложения современного жилья в нынешних или недавних новостройках, а также просевшие за последние два года цены позволяют переориентироваться с устаревшего жилого фонда на новые дома, а также выбирать предложения ближе к центру. По этим причинам центр Москвы и современные дома чувствуют себя лучше рынка.

Но, с другой стороны, сложившаяся ситуация является неустойчивой. По сути, основная часть рынка буксует, а оживления спроса хватает либо на очень дешевые предложения, либо хорошие и качественные, каковых относительно немного. Более того, активизация первого полугодия, вызванная указанными выше факторами, исчерпала спрос будущих периодов, что повышает вероятность наступления очередной стагнации.

Понятно, что в обозримом будущем ситуация на рынке недвижимости в первую очередь будет зависеть от макроэкономического и геополитического фона. Пока все прежние проблемы и противоречия сохраняются. Более того, возможно появление новых факторов нестабильности. Так, например, выход Британии из ЕС может обернуться новой лихорадкой всех финансовых рынков с отголосками и на рынке недвижимости. Поэтому пока можно констатировать лишь наличие хрупкого равновесия и замедление темпов снижения цен на московское жилье, но все прежние угрозы пока сохраняются.

Источники средств на приобретение квартиры

По данным компании Ipsos Comcon, главным источником средств на приобретение жилья остаются собственные сбережения (табл.3).

Татьяна Герасименко, директор по работе с клиентами, Ipsos Comcon

Татьяна Герасименко
директор по работе с клиентами
Ipsos Comcon

Если говорить о средствах, на которые россияне приобретают недвижимость, то в 2015 году половина россиян покупали жилье за счет собственных средств: вкладывали деньги, чтобы они не обесценивались. Кроме этого, в 2015 году жилье дешевело. Треть покупали недвижимость с ипотечным кредитом, здесь помогают программы господдержки ипотечного кредитования. Для москвичей по сравнению с россиянами в целом более характерно покупать жилье только на собственные средства (65% против 55%). А петербуржцы чаще к своим деньгам добавляют еще ипотечный кредит.

Потребительское поведение и основные игроки рынка

При совершении сделок с жилыми объектами у собственников появляется альтернатива: осуществлять сделки самостоятельно или прибегнуть к услугам посредников. Решения этой задачи в целом по России и по Москве в целом различны (рис. 6, 7).

В первой половине 2016 года жители России стали реже покупать жилье без посредников, зато заметно увеличилась доля самостоятельно приобретения квартир по сравнению с предыдущим годом среди москвичей. Также выросло количество жителей Москвы, покупающих жилье с помощью частных риелторов и агентств недвижимости.

Предлагаем рассмотреть рынок московской недвижимости в разрезе агентств недвижимости и компаний-застройщиков.

Агентства недвижимости

По знанию среди агентств недвижимости (рис. 8) тройку лидеров составляют: «Инком-Недвижимость» (на первом месте с заметным отрывом), «Миэль» и «МИАН», за которыми с минимальным отставанием следуют «Азбука Жилья», «Домострой» и «Бест-Недвижимость».

Другие агентства недвижимости имеют меньшую известность в силу меньшего оборота сделок и более позднего появления на рынке.

Хотите получать информацию о новых номерах AdIndex Market
* - поля обязательные для заполнения

Нажимая кнопку «Хочу получать уведомления!», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие Adindex на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности