Обзор рынка недвижимости в России
товарный и рекламный аспекты
при поддержке
Содержание
Содержание

Влияние кризиса 2014-2016 гг.

Россия (жилье)

В 2015 году впервые зафиксировано снижение рублевых цен продаж. Это означает, что падение спроса и обеднение населения (фактическое и ожидаемое) уменьшают возможности покупки жилья.

Если говорить о самых популярных операциях, которые россияне проводили за последние два года со своим жильем, то можно выделить только косметический ремонт (9,5% в первой половине 2016 года). У капитального ремонта и покупки жилья заметно более низкие показатели – 1,6% и 1,1% соответственно (рис.1).

Москва и Санкт-Петербург являются ведущими регионами по объемам операций с жилой недвижимостью в рамках всего российского рынка. При этом по данным исследования РосИндекс за 2015 год компании Ipsos Comcon, активность покупок жилья в этих регионах заметно отличается (табл.1).

Если сравнивать приобретение недвижимости в Москве, Санкт-Петербурге и в целом по России, то жители северной столицы более активно приобретают жилье – 5,8% домохозяйств в 2015 году, а москвичи от петербуржцев сильно отстают – только 3,6% домохозяйств в Москве приобрели недвижимость в 2015 году.

В связи со снижением реальных доходов населения многие россияне в ближайшее время решили отказаться от планирования капитального ремонта и заменить его менее затратным косметическим (рис.2).

Если же говорить об обеспеченных слоях населения, то по данным исследования Ipsos Comcon, Premier, за 2015-2016 годы, покупка недвижимости как цель на ближайший год – сильно теряет свои позиции. В первом полугодии 2016 года только каждый третий представитель верхних 10% населения по материальному положению (Москва – более 75 тыс. руб/мес., Санкт-Петербург – более 65 тыс. руб/мес., другие города – более 55 тыс. руб/мес на человека) говорит о том, что ставит целью на этот год покупку жилья.

Рынок жилого строительства отреагировал на ситуацию со спросом некоторым снижением предложения. Так, по данным, приводимым порталом «Интерфакс-Недвижимость», в целом за январь-июль 2016 года в России ввели в строй 37,2 млн кв.м жилья, что на 7,4% меньше показателя за аналогичный период прошлого года, при этом только в июне и июле был зафиксирован рост по сравнению с теми же месяцами 2015 года: + 6,8% и + 4,1% соответственно.

Покупательские предпочтения

По данным исследования Marketing Index / TGI компании TNS Россия, все большее количество россиян отдают предпочтение новостройкам. Хотя еще в первой половине 2015 года наблюдалась обратная картина (рис.3).

Данные трекинговых маркетинговых исследований, проводимых агентством BrandScience (Media Direction Group) в городах России с населением 100 тыс.+, позволяют проанализировать потребительское поведение в категории «Недвижимость» (табл.2).

Так, в силу сокращения платежеспособности покупатели были вынуждены находить более доступные варианты жилья либо обращаться к более бюджетным застройщикам (по сравнению с первым кварталом 2015 года больше чем на половину выросла доля людей, придерживающихся данного подхода при покупке недвижимости).

Стоит отметить, что наиболее активными «охотниками за выгодными предложениями» оказались молодые покупатели в возрасте 18-24 лет, что можно связать как с более скромными финансовыми возможностями, так и с более высоким уровнем интернет-пользования, которое открывает неограниченные возможности по поиску нужной информации.

Интернет и недвижимость

По данным компании Google, интерес к рынку недвижимости среди интернет-аудитории (характеризуемый количеством тематических запросов) вырос в два раза за последние два года (2014 год – 1-я половина 2016 года). По итогам первых шести месяцев 2016 года количество запросов в целом по России увеличилось на 31% относительного аналогичного периода 2015 года.

Наибольший рост интереса к рынку недвижимости отмечается в Центральном (+49% относительно 1-й половины 2015 года), Приволжском и Северо-Западном округах (+28% и 26% соответственно).

Города Самара, Москва и Иркутск — среди лидеров по росту количества запросов в индустрии недвижимости (+72%, +56% и +52% соответственно). Также отмечается повышенный интерес к недвижимости в таких городах, как Саратов, Ханты-Мансийск и Челябинск.

Во втором полугодии 2016 года специалисты Google ожидают увеличение интереса аудитории к рынку недвижимости на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Интересно отметить, что в декабре 2015 года количество запросов в категории «Недвижимость» с мобильных устройств (не включая планшеты) сравнялось с количеством запросов с ПК, при этом структуры запросов отличаются. Вот наиболее популярные запросы в Москве:

Топ-запросы 2016 года с ПК:

  • «купить квартиру в москве»;
  • «недвижимость»;
  • «новостройки москвы»;
  • «лофт».

Топ-запросы 2016 года с мобильных устройств:

  • «недвижимость»;
  • «купить квартиру в москве»;
  • «снять квартиру»;
  • «квартиры по суточно»;
  • «снять квартиру в москве».

С мобильных устройств пользователи гораздо больше интересуются арендой недвижимости: количество таких запросов («съем/аренда») в 2016 году в два раза выше с мобильных устройств, чем с ПК.

Хотите получать информацию о новых номерах AdIndex Market
* - поля обязательные для заполнения

Нажимая кнопку «Хочу получать уведомления!», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие Adindex на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности