Обзор рынка аудио- и видеотехники в России
товарный и рекламный аспекты
при поддержке
Содержание
Содержание

В целом российский рынок бытовой техники и электроники 2015 года не достиг уровня 2014 года, будучи ниже на 14,4%. При этом наибольшее сокращение оборота произошло именно в секторе аудио/видеотехники и фото – оборот ниже прошлогоднего на 28,4% и 39,7% соответственно.

Спрос на телевизоры упал практически вдвое, а оборот – на треть. Тем не менее на падающем рынке остаются растущие сегменты. Так, телевизоры 4К пользуется все большей популярностью у российских потребителей, оборот сегмента практически достиг 15% от всего рынка ТВ.

Растут продажи телевизоров с изогнутым экраном, и хотя доля этого сегмента пока невелика, он становится все более значимым, особенно в продажах 4К. Так, в декабре 2015 года каждый четвертый проданный 4К телевизор был с изогнутым экраном.

Сегмент фототехники показал снижение на 30% в денежном и 54,3% — в штучном выражении, сегмент мелкой бытовой техники — на 17,7% и 46,1% соответственно.

Хуже всего пришлось в первом квартале 2015 года региональным игрокам, которые потеряли сразу 40% оборотов по сравнению с 2014 годом, по данным GfK.

Интернет-магазины также не смогли удержать прежние темпы роста. Так, в марте 2015 года продажи бытовой техники и электроники в интернете и в традиционных магазинах почти сравнялись по динамике (минус 16% и минус 21% в рублях соответственно). Однако тренд на увеличение доли интернет-канала продолжится. Сейчас большая часть продаж техники в онлайне идет в Москве (минус 4% в рублях в сравнении с аналогичным периодом 2014 года). Продажи в других городах-миллионниках просели в среднем на 21%.

Илья Голобородько, директор по стратегическому планированию Nectarin

Илья Голобородько
директор по стратегическому планированию Nectarin

По объему продаж категория видео и аудиотехники является одной из ключевых для онлайн-ритейла. А поскольку интернет все еще продолжает рост проникновения, даже в условиях снижающейся покупательской способности, для бизнеса есть возможность для роста. Поэтому performance-подход здесь востребован сегодня как никогда. Для агентств это означает в том числе новые требования от клиентов к моделям закупок и системам KPI.

Со стороны потребителей невозможность зачастую объективно оценить цену, качество и функциональность техники ведут к росту рекомендательных сервисов, в том числе на маркетплейсах («Яндекс.Маркет»). Так, по данным Google Consumer Barometer, 63% аудитории сравнивают цены онлайн, 47% спрашивают совета, а 43% таким образом готовят себя непосредственно к следующей за этим покупке офлайн. Кстати говоря, активное внимание участников рынка, и особенно ритейлеров, к отзовикам и агентам влияния уже ни для кого не секрет.

Важным моментом также является поведение аудитории после покупки. 11% аудитории по результатам покупки делятся своим опытом в социальных сетях. Это означает, представьте, что каждый десятый человек поделится с друзьями – что ему понравилось и что нет, рекомендует он эту технику и этого ритейлера или нет. Это огромный объем контента, работать с которым нужно на каждодневной основе.

Как результат, сегодня 25% аудитории Рунета для покупки вообще не посещают офлайновые точки продаж – выбор, сравнение и покупка происходят полностью онлайн. И эта цифра будет только расти – с развитием служб доставки, электронных платежей и грамотности аудитории.

2016 год

В начале 2016 года был отмечен нетипичный рост спроса на кредиты для покупки электроники и бытовой техники, о чем сообщала в январе газета «Коммерсантъ» со ссылкой на участников банковского рынка.

В частности, в ХКФ-банке и банке «Ренессанс Кредит» сообщили, что в январе 2016 года выдано POS-кредитов (предоставление займов на товары непосредственно в торговых точках) на ту же сумму, что и в ноябре 2015 года (7 млрд руб. в ХКФ-банке и 3 млрд руб. – в «Ренессанс Кредите»). Банкиры отмечают, что особенно активно россияне скупали электронику и бытовую технику, как и в разгар обрушения курса рубля в конце 2014 года, с той лишь разницей, что сейчас это все больше делается в кредит, а не за свой счет.

Участники рынка связывают нетипичное поведение потребителей с несколькими причинами. «Электроника и бытовая техника в основном импортные и из-за роста курсов валют могут подорожать быстрее других товаров, например мебели или одежды, что подогревает спрос», — рассказывал «Коммерсанту» зампред правления ХКФ-банка Александр Антоненко.

«На фоне ослабления рубля некоторые ритейлеры уже повысили цены на 30-40%. В итоге многие граждане в ожидании очередного витка роста цен решили приобрести товары заранее», — считает старший вице-президент по развитию банковских продуктов и маркетингу банка «Ренессанс Кредит» Евгений Лапин.

Ритейлеры также отмечали рост спроса в январе на бытовую технику и электронику. Покупки больше в кредит и меньше за свой счет они объясняли существенным снижением в 2015 году доходов людей и уровня их покупательной способности. Другие считают, что свою роль сыграло активное продвижение программ кредитования ритейлерами в январе 2016 года.

Однако всплеск спроса на бытовую технику в России, который наблюдается с начала 2016 года, будет недолгим, уже во второй половине 2016 года спрос на товары этой группы резко снизится, считают аналитики компании Euromonitor International. Согласно опубликованному исследованию, рост спроса вызван нестабильностью на валютном рынке. «Мы ожидаем, что этот тренд не продлится в течение всего года. Во второй половине 2016 года произойдет резкое снижение спроса на электронику и бытовую технику после чрезмерного скачка в начале года», — говорится в исследовании.

В середине апреля 2016 года в Москве прошли международные выставки «Фотофорум-2016», «Mobile & Digital Форум'2016», «Hi-Fi & High End Show'2016», в первый день работы которых состоялся круглый стол на тему «Российский рынок потребительской электроники сегодня. Уроки кризиса».

В ходе круглого стола представители Института маркетинговых исследований GfK Rus провели обзор рынка, особо отметив общее снижение покупательской способности россиян. По данным на конец 2015 года, 85% всех расходов жителей страны приходилось на первоочередные потребности, а на покупку товаров длительного пользования (в том числе видео и аудиотехники) выделялось лишь 15% доходов. Все это привело к более тщательному выбору товаров, поиску наиболее выгодных ценовых предложений и росту популярности товаров среднего ценового диапазона. Прежние лидеры рынка электроники сильно отстали: продажи телевизоров рухнули на 33%, а ноутбуков – на 18%.

В рамках круглого стола обсуждалось и положение компаний на рынке. В частности, о хорошей позиции сообщила японская компания Fujifilm, освоившая нишу фотоаппаратов моментальной печати. Компания Olympus несколько лет назад приняла стратегическое решение по кардинальной перестройке всей линейки фототехники и сделала ставку на премиальный и профессиональный сегменты. Что касается Panasonic, то компания пережила непростые годы и перестроила структуру и бизнес-модель, исходя из новых экономических реалий.

В ритейле аудио и видеотехники также происходят заметные изменения. Предыдущие два года оказались для компании «Эльдорадо» лучше, чем рассчитывали ее маркетологи. Сейчас «Эльдорадо» делает ставку на повышение качества обслуживания, увеличение среднего чека покупателя и продолжает федеральную экспансию, открывая до 50 новых магазинов в год. «М.Видео» придерживается прежней стратегии, и в ассортименте компании можно найти полный спектр продукции, начиная от самых доступных и заканчивая люксовыми сегментами. Специализирующийся на фототехнике ритейлер «Онлайн-Трейд» предпочел закрыть большую часть своей офлайн-розницы, перейдя на онлайн-торговлю и создав крупную сеть пунктов выдачи и эффективную логистическую сеть. Это позволило компании в 2015 году освоить 16 новых регионов. В нынешнем году «Онлайн-Трейд» планирует открыть около 150 новых пунктов выдачи.

Хотите получать информацию о новых номерах AdIndex Market
* - поля обязательные для заполнения

Нажимая кнопку «Хочу получать уведомления!», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие Adindex на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности