Обзор рынка аудио- и видеотехники в России
товарный и рекламный аспекты
при поддержке
Содержание
Содержание

Мировой рынок

Текущее положение

Мировой рынок потребительской электроники, куда входит и рассматриваемый в настоящем отчете сегмент аудио и видеотехники, с начала 21-го столетия развивался устойчивыми темпами с ежегодным ростом. Суммарные продажи компьютеров, телевизоров, смартфонов, планшетов и игровых видеоприставок в среднем увеличивались на 11,8% в год – в пять раз быстрее роста производства полупроводников в мире и почти вдвое быстрее общемирового ВВП, свидетельствуют данные исследования рынка бытовой электроники, проведенного международной консалтинговой компанией Deloitte в 2014 году. Прекращение роста и стагнация наблюдались в период кризисных 2008-2009 годов, однако восстановление мирового рынка произошло уже к началу 2011 года.

Как отмечается в вышеупомянутом исследовании, опережающими темпами росли продажи в странах с развивающейся экономикой. Если в 2009 году на их долю приходилось 35% мирового рынка, то в 2012 году — уже 45%. Тогда как в развитых странах (в первую очередь в Северной Америке и Западной Европе) рынок бытовой электроники с 2009 по 2013 год вырос примерно на 16%, в странах с развивающейся экономикой (к которым аналитики относят и Россию) этот показатель оказался существенно выше — около 73%.

Но темпы роста замедляются: за 2014 год рынок домашней цифровой электроники вырос на 7% — на $50 млрд, достигнув отметки $750 млрд. И дальше темп будет только падать, предрекают авторы отчета Deloitte: в течение следующих 10 лет этот рынок вырастет до максимального значения — $800 млрд.

Исследование Deloitte подразумевает, что в ближайшие годы не появится новых революционных электронных устройств. Долгие годы такими устройствами были телевизоры; а среди новинок, появившихся после 1970-х, всего три – компьютеры, смартфоны и планшеты – смогли достичь годовых продаж свыше $100 млрд.

По данным аналитиков немецкого Deutsche Bank, в 2004 году количество работающих во всем мире мобильных телефонов обогнало мировой парк телеприемников. В то же время продажи телевизоров уже тогда приносили намного меньше прибыли, чем персональных компьютеров.

Прогнозы на ближайшую перспективу

В будущем крупнейшим сегментом рынка бытовой электроники останутся смартфоны. Вторым по значимости будет сегмент информационно-развлекательных устройств, к которому специалисты относят ПК, планшеты, ридеры, сетевые устройства и компьютерную периферию. Сегмент телевизоров замкнет тройку лидеров – его объем в 2018 году эксперты оценивают в $163 млрд.

Помимо упомянутых категорий потребительской электроники, будут стремительно развиваться и новые продуктовые сегменты, связанные с «интернетом вещей» (Internet of Things, IoT), под которым принято понимать совокупность всех подключенных к сети устройств, работающих как с участием, так и без участия человека.

В частности, подъем наблюдается на рынке носимых устройств: по оценкам FutureSource, выручка от их продаж в 2014 году равнялась $8 млрд, а в 2018 году составит уже $28 млрд.

Еще одним перспективным направлением специалисты Deloitte считают автомобильную электронику: ожидается, что ее продажи будут в среднем расти на 4,1% в год и к 2018 году достигнут $37 млрд.

Также оптимистичны прогнозы экспертов тайваньского исследовательского института Topology Research Institute – согласно их данным, в течение следующего десятилетия произойдет значительный рост мирового рынка потребительской электроники и ее компонентов. По оценке специалистов, вплоть до 2020 года оборот на рынке будет увеличиваться в среднем на 5-10% в год.

В результате к 2020 году выручка на глобальном рынке потребительской электроники и ее компонентов достигнет $2 трлн, прогнозирует научный сотрудник Topology Саймон Ян (Simon Yang). С учетом других секторов, таких как программное обеспечение, информационные ресурсы и сервисы, суммарный объем рынка через четыре года может составить $3 триллиона, полагает специалист.

По мнению Саймона Яна, после 2020 года темпы роста на мировом рынке потребительской электроники и ее компонентов станут еще выше и достигнут 10-20% в год, чему будет способствовать развитие уже упоминавшегося выше «интернета вещей».

Если оценка Topology окажется верной, в 2024 году продажи потребительской электроники и ее компонентов по всему миру принесут $3 трлн, а вместе с выручкой остальных секторов – около $5 триллионов.

Российский рынок

Структура рынка

В структуре рынка бытовой техники и электроники сегменту аудио и видеотехники принадлежит около одной трети, почти такая же доля у крупной бытовой техники. Доли малой бытовой техники и фототехники в общей структуре значительно меньше.

Среди всей видеопродукции в России ведущее место по продажам занимают телевизоры – около 70%. Объем продаж аудиотоваров в 2012 году составил более 10 млн единиц. В этом сегменте последние годы идет интенсивный процесс освоения новых цифровых форматов. Прежние магнитные кассеты, виниловые пластинки а теперь уже и вытеснившие их в свое время компакт-диски становятся уделом узкого круга меломанов и аудиофилов. Перспективными являются цифровые форматы высокого разрешения и поддерживающая их аппаратура.

Телевизионное вещание переживает эпохальные изменения, которые вывели на рынок совершенно новые телеприемники. Цифровое телевещание (DTV – Digital Television) и телевидение высокой четкости (HDTV) – уже завоевали мир и продолжают развиваться. В России переход на принятый в Европе стандарт вещания DVB-T (цифровое телевидение) практически завершился. Сегодня в российских магазинах представлено множество разнотипных устройств, способных воспроизводить сигналы HDTV от крупнейших мировых брендов.

Телевизоры перестают быть лишь устройством для просмотра телепередач и видеофильмов. Одним из ключевых направлений для производителей стало Smart TV, симбиоз между компьютером и телевизором, позволяющий пользователям искать нужный контент в интернете и отображать его на экране. Доля таких устройств в общих продажах телевизоров начиная с 2011 года быстро увеличивается. Современный «умный» телевизор позволяет работать с веб-браузером, получать видео по запросу, записывать и воспроизводить программы, использовать Skype и торрент-трекеры и многое другое.

В обозримом будущем основными источниками цифрового сигнала высокой четкости будут цифровые камеры, проигрыватели Blu Ray и HD DVD, компьютеры и спутниковое телевидение.

От истории к текущей ситуации

Российский рынок видео и аудиотехники на протяжении 2000-2008 годов так же, как и мировой, стабильно рос. Общая экономическая ситуация в России в те годы благоприятствовала развитию рынка. Экономический рост и повышение покупательной способности населения вызвали расширение рынка, все больше российских потребителей стали отдавать предпочтение более дорогим высококачественным товарам. Шел интенсивный процесс замены устаревшего оборудования, купленного в течение 90-х, на современную цифровую технику.

Еще одним важным фактором роста стало развитие системы потребительского кредитования. В результате серьезной конкуренции между банками стабильно снижались процентные ставки по кредитам, и все большее число потребителей стали пользоваться преимуществами дешевых кредитов при покупке различной техники и электроники. Цена товара перестала быть определяющим фактором при принятии решения о покупке. Покупатели стали более разборчивыми при выборе той или иной модели, предпочитая самые современные высокотехнологичные продукты.

Положительная динамика прервалась кризисом 2008-2009 годов. Наибольшее сокращение в продажах наблюдалось во втором квартале 2009 года. В 2010 году наметилась позитивная динамика: предновогодние продажи бытовой техники и электроники были традиционно высоки, и уже по итогам 2011 года удалось достичь докризисных объемов, после чего рост продолжился, хотя его темпы в 2013 году снизились (Рис.1).

Однако в четвертом квартале 2014 года рост продаж электробытовой техники и электроники побил рекорды предыдущих годов, достигнув максимального оборота. Это было связано с покупательским всплеском, вызванным стремительно дешевеющим рублем, что привело к массовому ажиотажу. Он был обусловлен опасениями россиян за свои сбережения вследствие ожиданий крайне стремительного падения рубля. Но уже в начале 2015 года после шокирующе высоких продаж из-за сокращения реальных доходов населения последовало глубокое падение рынка.

Согласно отчету GfK TEMAX® Russia исследовательской компании GfK, российские шпродажи бытовой техники и электроники за первые 9 месяцев 2015 года в штуках снизились на 26%. При этом снижение объема продаж в рублях не столь драматично, но в основном за счет впечатляющего роста цен: 24% в сентябре и 19% в целом за 9 месяцев 2015 года, говорится в отчете GfK.

Хотите получать информацию о новых номерах AdIndex Market
* - поля обязательные для заполнения