«Министр финансов угрожает подписке на газеты и журналы в России»


Право | 11 Ноября 2013

«Министр финансов угрожает подписке на газеты и журналы в России»
Министр финансов А.Г. Силуанов на встрече с депутатами в Госдуме заявил недавно, что в бюджете на 2015 год дотации для «Почты России» на доставку подписных изданий уже не предусмотрены. Это означает, что стоимость подписки в России значительно вырастет, тиражи газет и журналов рухнут, в стране возобладает экономическая цензура по отношению к печатным СМИ

Наша общественность и, прежде всего, медийная, находится в благодушии и не представляет себе, какие планы строятся в Минфине в отношении подписки на газеты и журналы. А речь идет немного — немало как об уничтожении этой формы существования наших СМИ.Как известно, уже 5 лет государство выделяет субсидии для "Почты России" на доставку подписных изданий населению в размере немногим более 3 млрд рублей в год. Благодаря этому почтовые тарифы на доставку прессы не увеличивались и оставались стабильными.

Министр финансов А.Г. Силуанов на встрече с депутатами в Госдуме заявил недавно, что в бюджете на 2015 год эти дотации уже не предусмотрены. Это означает, что стоимость подписки в России значительно вырастет, тиражи газет и журналов рухнут, в стране возобладает экономическая цензура по отношению к печатным СМИ.

Зададимся вопросом: 3 млрд рублей в год на доставку подписных изданий в России — это много или мало? В прошлом году "Почта России" доставила жителям нашей страны 1,5 млрд экземпляров подписных изданий, то есть дотация составила в среднем по 2 рубля на один экземпляр (7 центов в переводе на доллары США). В Америке, где государство также осуществляет дотации своей почте на доставку подписных изданий, на один экземпляр приходится 15 центов, во Франции – 50, в Великобритании — 60, в Италии — 1,7 доллара. Как видно из абсолютных цифр, мы в этом вопросом в аутсайдерах.

А что в России с налогами на подписку? НДС составляет 18%, в то время, когда в Великобритании, Албании, Камеруне, Египте, Габоне, Марокко, Бельгии и Дании ставка налога составляет 0%. В Германии — 7%, в Греции — 6,5%, в Нидерландах, Португалии и Швеции — 6%, в Венгрии и на Мальте — 5%, в Испании, Доминиканской Республике и в Италии — 4%, в Люксембурге — 3%, в Швейцарии — 2,5%, во Франции — 2,1%, в Турции — 1%.

Д.А. Медведев, будучи вице-премьером, публично пообещал медиасообществу снизить налоги на подписку в России до 10%-ого уровня, то есть до уровня льготного обложения розницы. С тех пор прошло уже много лет, но Дмитрий Анатольевич свое обещание так и не выполнил. А теперь вот министр его кабинета господин А.Г. Силуанов решил пойти дальше и лишить "Почту России" дотации, то есть нанести еще один сокрушительный удар по институту подписки.

Хочу к этому добавить также, что для "Почты России" доставка подписных изданий населению, включая отдаленные сельские районы, экономически не выгодна. 5 лет назад 3 млрд рублей дотации полностью покрывали убытки "Почты" в этой сфере. Сейчас же, с учетом роста затрат на все и вся, дотации государства покрывают только 53% убытков. Поэтому, по-хорошему, то есть с точки зрения экономической логики, "Почта" с 2015 года должна будет удвоить, а в ряде регионов утроить свои тарифы на доставку газет и журналов населению. Совершенно очевидно, что подписчики откажутся от таких дорогих изданий. Понимают ли это руководители наших СМИ?

Напомню, что в настоящее время в России зарегистрировано 65 тыс. газет и журналов, а за 10 месяцев текущего года в России зарегистрировано 4500 новых газет и журналов. Для сравнения — новых электронных периодических СМИ за тот же период зарегистрировано только 51. Добавлю к этому, что 60% населения все еще не имеет доступа к устойчивому интернету, а печатные СМИ остаются для них зоной доверия. Неслучайно, свои 7 предвыборных статей кандидат в президенты В.В. Путин опубликовал в семи массовых федеральных газетах, а премьер министр Д.А. Медведев., известный как абсолютный приверженец интернета, свою недавнюю нашумевшую статью о проблемах экономики в стране опубликовал не в своем блоге и не в цифровом СМИ, а в бумажной газете "Ведомости".

Возвращаясь к инициативе Минфина, хочу отметить, что с пониманием отношусь к стремлению господина А.Г. Силуанова латать бюджетные дыры и сокращать затраты государства, но хотелось бы заметить, что экономить на поддержке информационных каналов в работе с населением — дело последнее. Я порадовался недавним сообщением. что депутатам прибавили зарплату и годовой ФОТ в Госдуме достиг 1,5 млрд рублей. Но хочу верить, что пополнение зарплат народных избранников не произошло за счет ликвидации дотации на подписку на газеты и журналы.

Пару недель назад в комитете по СМИ Госдумы РФ прошел круглый стол по проблемам сохранения подписки на газеты и журналы в стране. Депутаты, представители руководства Минсвязи и руководство "Почты России" высказывались за сохранение субсидий для почтовой подписки. Министр финансов А.Г. Силуалов появился на этом заседании виртуально, в формате видеосюжета на экране, но этого было достаточно, чтобы вызвать озабоченность у всех заинтересованных лиц. На мой взгляд, подписка в наше время, особенно на случай кибератак или кибервойны, как и вся система распространения прессы, имеют исключительное значение. Поэтому я предложил бы Правительству РФ не только сохранить субсидии на доставку подписных изданий, но и увеличить их до уровня полного покрытия убытков почтового ведомства в этой сфере с ежегодной индексацией.

В заключении напомню анекдот советских времен: советский человек в самые трудные времена до последнего покупал хлеб и газету, и, когда наступали перебои в снабжении хлебом, он покупал газету, чтоб узнать, когда будет хлеб.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама