Онлайн-образование сейчас — одна из горячих тем. И для этого есть причины: такая форма обучения стоит намного меньше традиционной, тем самым давая доступ к знаниям малообеспеченным людям. Плюсы и минусы такой формы обсуждались уже неоднократно, но сегодня хочется поговорить не об онлайн-обучении вообще, а о его особом виде — обучающих практическим навыкам роликах.
При наборе в поиске YouTube фразы «обучающие видео» ассортимент всевозможных роликов будет очень широк: детей учат читать или чистить зубы, а для взрослых предложений еще больше. Предлагается узнать устройство электровоза, понять, как водить автомобиль, класть плитку на кухне, печь пироги, освоить дуговую сварку, стать электриком или парикмахером класса люкс. И это далеко не все, чему авторы видео готовы научить зрителей.
Однако все это изобилие не должно очаровывать. Как выясняется, научиться чему-либо, просмотрев ролик, не так просто. И если освоить теоретические знания, слушая онлайн-лекции, все-таки можно, то с практическими умениями дело обстоит гораздо хуже.
Попробуем вспомнить советские общеобразовательные школы. На тех же уроках труда или домоводства учитель не только объяснял и показывал, но и давал задания — сшить фартук, сколотить скамейку. После чего работа каждого ученика (то есть реально сделанный своими руками предмет) получала оценку. Бывали и двойки — и приходилось неумелым школьникам переделывать до тех пор, пока не получится что-то приемлемое.
И подмастерьям в былые времена приходилось несладко — иногда несколько лет они должны были смотреть, как работает мастер. Сделать что-то самостоятельно дозволялось не всем и далеко не сразу — в основном подмастерья подавали инструменты, прибирались, а то и за водкой бегали.
Что же происходит теперь? Щедро публикуемые видео готовы научить всему, и делать ничего не надо — только смотреть, сидя на диване. Но, как выяснили в недавнем исследовании американские психологи, такой способ обучения не только бесполезен, но даже может оказаться опасным. Сотрудники Чикагского университета Майкл Кардас и Эд О'Брайен провели серию экспериментов, где выяснилось, что даже многократно посмотревшие обучающие ролики зрители так и не научились что-то делать в реальности. И что самое ужасное — при этом у них появилась странная самоуверенность, и они утверждали, что сделать то, что они наблюдали, они смогут, и это проще простого.
Но когда они попробовали действительно пройти онлайн-игру или поиграть в дартс, их ожидала неудача — несмотря на уверенность в своих силах, они потерпели фиаско.
Причину такой самоуверенности психологи объясняют так: когда люди наблюдают за каким-либо действием другого человека, их мозг проходит все стадии выполнения и отмечает, что дело сделано. Поэтому у них не возникает сомнений, что дело это простое, и они справятся.
Ученые предупреждают, что подобный способ освоения знаний может не только привести к разочарованиям, но даже оказаться опасным (представьте себе, что кто-то решит взяться после просмотра ролика за химические опыты или вождение автомобиля на скорости).
В опубликованном еще в 2015 г. отчете «Сколково» целые разделы посвящены развитию EdTech, а по прогнозу 2017 г. «Нетологии-групп» объем рынка российского онлайн-образования в 2016 г. достиг 20,7 млрд руб. и за ближайшие пять лет обещает вырасти до 2,6%, или 53,3 млрд руб.
И хотя в основном EdTech подразумевает преподавание теоретических предметов в школах и вузах, о практических занятиях тоже можно задуматься. Конечно, остались те же самые уроки труда в современных российских школах, которые, хотя и называются теперь «Технология», способны научить хотя бы держать в руках молоток и иголку. Хотя, судя по обилию жалоб родителей, такое предлагает не каждая школа — в некоторых учебных заведениях детей на занятиях просто учат обращаться с компьютером.
Но есть огромное количество действий, которым в школе не учат. Надо осваивать их самостоятельно. А учиться по-настоящему не всем хочется — проще посмотреть ролик, не вставая со стула. И самое печальное тут в том самом эффекте уверенности в своих способностях, о котором предупреждают психологи. Обилие обучающих онлайн-видео действительно способно наводнить общество самоуверенными всезнайками, которые на самом деле ничего не могут.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
В весеннем номере российские и зарубежные эксперты рассказывают о самых эффективных инструментах
Зимний номер представляет интервью с новыми героями индустрии, а также усовершенствованный рейти
Осенний номер представляет интервью с ключевыми фигурами индустрии, а также три новых рейтинга.<
В летнем выпуске о брендах, рекламных бюджетах и главных трендах в бизнесе рассказывают три пред
ТРЕНДЫ 2017
Новые возможности, прогнозы, исследования
В весеннем в
В зимнем выпуске представлены интервью с ведущими маркетологами и рекламистами, а также ключевые
Журнал AdIndex Print Edition теперь полностью представлен в новом дизайне. В осеннем выпуске вы
Журнал AdIndex Print Edition с 2016 года выходит в новом формате. Теперь в каждом выпуске публик
AdIndex Print Edition с 2016 года поменял свою концепцию и оформление. Теперь в каждом выпуске п
В выпуске представлены ключевые метрики digital-рынка:
В выпуске раскрываются показатели бизнеса крупнейших коммуникационных кампаний, а также опублико
В выпуске представлены главные метрики рынка, определяющие расклад сил в коммуникационном сервис
Выпуск журнала посвящен обзорам тенденций в различных областях рекламного рынка 2015 года:
Новый печатный проект AdIndex будет публиковать подробные экспертные материалы по различным сегм
Новый выпуск Trend Media Outlook посвящен российскому бизнесу, подробному описанию его ключевых
В выпуске представлены результаты масштабного исследования
digital-рынка:
1) Рейтинг з
В выпуске представлены главные метрики рынка, определяющие расклад сил в коммуникационном сервис
В выпуске представлен очередной рейтинг крупнейших российских рекламодателей в 2013 году.
<Данный выпуск посвящен актуальным трендам и тенденциям в сфере рекламы, маркетинга и PR на 2014
В номере представлены результаты масштабного исследования digital-рынка:
1) Рейтинг знани
В выпуске журнала опубликованы главные метрики рынка, определяющие расклад сил в
1) Крупнейшие российские рекламодатели
2) Крупнейшие категории товаров и услуг
3)
1) Экономика Рунета 2011-2012 (итоги исследования)
2) Основные сегменты интернет-рекламы
1) Обзор рынка независимых агентств РФ
2) Классификация независимых агентств РФ
3
1) Рейтинг медийных агентств по объему закупок в 2011
2) Рейтинг конкурентоспособности РА
KIDS Marketing
Как продать тому, кто не покупает
REGIONAL Overview
1) Обзор регионального рынка рекламы
2) Региональные бюджеты
OOH Marketing
1) Анализ основных тенденций развития
2) Оценка перспектив нар
DIGITAL Marketing
1) Эксклюзивные интервью
2) Аналитика рынка
3) Рекоменд
SPORT Marketing
1) Индустрия спорта по сегментам рынка
2) Факторы, формирующие от
1) Крупнейшие бюджеты ТОП-100 рекламодателей
2) Бренд-портфель ТОП-20 мультибрендовых рек
1) Рейтинг операторов наружной рекламы 2012
2) Структура индустрии ООН 2012
3) ТО
1) Ключевые события 3-го квартала 2011 г.
2) Крупнейшие СМИ по рекламным доходам в трех к
1) Ключевые события 2-го квартала 2011 г.
2) Рейтинг медийных агентсвт России по объему м
1) Ключевые события 1-го квартала 2011 г.
2) Рейтинг рекламодателей России по объему меди
1) Ключевые события 4-го квартала 2010 г.
2) Классификатор маркетинговых услуг
3)
1) Ключевые события 3-го квартала 2010 г.
2) Структура крупнейших мировых холдингов, сете
1) Ключевые события 2-го квартала 2010 г.
2) Рейтинг медийных агентств России по объему м
1) Ключевые события 1-го квартала 2010 г.
2) Рейтинг рекламодателей России по объему меди
На карте Brand Map представлены топ-30 рекламодателей 2017 г. и их основные подрядчики по креати
На карте представлена структура digital-рынка в 15 сегментах: закупки медийной (в т.ч. видео) ре
На Advertising Map 2017 года приведены более 300 агентств, оказывающих услуги в шести направлени
На карте представлена структура digital-рынка в 12 сегментах: закупки медийной (баннерной и виде
На карте Brands/Budgets/Suppliers представлены 50 крупнейших рекламодателей с детализацией по торго
Карта Digital Matrix Map позволяет понять, какие IT-решения будут в наибольшей степени
На Advertising Map 2016 года приведены более 500 агентств, оказывающие услуги в шести направлени
На карте представлена структура рынка digital-коммуникаций в 12 сегментах: медийная баннерн
Карта позволяет понять, какие IT-решения будут в наибольшей степени эффективны для оптимизации б
Игроки автоматизированных закупок онлайн-рекламы России
Мировые холдинги, российские представительства, крупнейшие независимые игроки – карта презентует
На карте представлена структура рынка digital-коммуникаций в 12 сегментах: Full Digital Service,
На карте приведены бюджеты 30 крупнейших мультибрендовых рекламодателей в 2013 году, млн руб.
На карте
приведена Media SalesMap
500 компаний и 55 групп в самой полной структуре рекламного рынка
На карте представлены компании, названные крупнейшими рекламодателями в качестве подрядчиков в р
На карте приведены бюджеты 30 крупнейших мультибрендовых рекламодателей в 2012 году, млн руб
На карте представлено более 400 крупнейших агентств, оказывающих услуги в пяти напр
На карте приведены лидеры индустриальных рейтингов и подрядчики крупнейших клиентов, предоставля
На карте приведены бюджеты 30 крупнейших мультибрендовых рекламодателей в 2011 году, млн руб
На карте приведены компании - лидеры отраслевых рейтингов, а также ключевые представители сегмен
На карте представлены ключевые российские медиа-компании и представительства западных групп. Инф
На карте представлены как крупнейшие российские группы компаний, входящие в глобальные холдинги,
© 2018 Все права защищены | Условия перепубликации
Сетевое издание AdIndex.ru | Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 68950 | Вся информация о лицензии СМИ
Комментарии
Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.