11 Ноября 2010 | 18:04

Даниил Дондурей о реформе финансирования ТВ

Внешний космос не завоевать без внутреннего

image

ТВ как силовое ведомство

Чем объяснить то обстоятельство, что наши бизнесмены не только не протестуют, а, наоборот, с готовностью профинансировали более тысячи игровых фильмов и двадцати тысяч часов телесериалов, снятых после 1995 года, где они почти всегда показаны моральными уродами, плетущими различные козни, бездельниками. Являются либо заказчиками, либо жертвами разного рода преступлений - 57 из каждых 100 героев российских сериалов (а это более трети эфира в прайм-тайм) связаны с криминальными отношениями. В поле массового сознания годами воспроизводится кодекс жизни "по понятиям" - его теперь легко считывает каждый ребенок, тюремный сленг, психология и стилистика зоны. Одна только программа "Чрезвычайное происшествие" на канале НТВ (20 выпусков в неделю) повествует готовящимся к модернизации соотечественникам о 8 тысячах преступлений в год. И это масштаб экранизаций сцен происходящего только одной программой - на федеральных каналах таких множество.

Даже если представить культуру в ее узком понимании - как принято у негуманитариев - в качестве досуга, то и в этом случае экономистам и юристам будет, видимо, интересно узнать, что просмотр продукции телевидения является в настоящее время первым после сна занятием российского населения из регистрируемых социологами 500! Мы тратим на "ящик для глаз" больше времени, чем на всю занятость трудящихся в российском народном хозяйстве, в 24 раза больше, чем просиживаем в Интернете. Да и дети проводят возле него больше часов, чем в любимой школе.

Не кажется ли в связи с этим чрезвычайно странным, что основной вид деятельности нации, главный институт производства и трансляции смыслов, устоев и основ российской системы жизни полностью выведен из пространства научной аналитики. Хотя, я убежден, многие понимают, что именно телевидение - не школа, не церковь, не семья - способно перепрограммировать, я бы сказал, "протолкнуть" наш народ в будущее.

Нет ведь каких-либо запретов власти поставить от имени инновационной экономики вопрос: почему в наших медиа (кроме канала "Культура") отсутствует культ ума, интеллигентности, творчества, солидарности, благородства? Неужели только из-за того, что это скучно и на этом трудно зарабатывать? Почему у нас такой беспрецедентный в мировой практике объем телеконтента посвящен демонстрации всех видов насилия, скандалам, слухам, информационным войнам, другим проявлениям человеческой низости? Дело совсем не в том, что две трети нынешнего телесодержания - развлечения, а в том, что сидящие у экранов люди по прошлогодним опросам "Гэллап Медиа" хотят... еще больше развлечений. При этом элитам, власти, самим себе, даже зрителям телевизионщики цинично объясняют, что они сами с подозрением относятся к любым попыткам привить им потребность в размышлениях, тонких чувствах и, о ужас, в разномыслии! Под запретом находится идея, что предложение и в этой сфере давно контролирует спрос.

Я никогда не слышал о дебатах, касающихся последствий ныне действующего механизма финансирования ТВ и всего, что с этим связано, для экономического развития России. Цена вопроса - сборы от размещения рекламы в общенациональном теле эфире - всего 4 млрд долларов - копейки в общем объеме ВВП страны (0,3 процента). Но ведь именно этот принцип - через контент-технологию "понижающей селекции" (заработки на демонстрации низкого в жизни) - наносит колоссальный и невосполнимый ущерб человеческому капиталу страны. Доходы достаточно небольшой группы, надо признать, блестящих и креативных профессионалов, напоминает мне ситуацию, как если бы российские войска стратегического назначения, а ТВ - об этом говорил еще Борис Ельцин, безусловно, силовое ведомство, - были бы переведены на полное самообеспечение и зарабатывали бы свой хлеб на продаже услуг частным лицам. Никогда даже не возникала идея уменьшить значение рекламного принуждения.

Убогая нынешняя философия финансирования культуры в ее узком смысле - как совокупности учреждений, мероприятий и продуктов - нам всем хорошо известна. Это либо "остаточный" от более важных видов деятельности способ распределения бюджетных средств, либо "вельможный" - в зависимости от символического статуса просителя. А также деньги самой публики, полученные от коммерческой реализации, ее прямых и косвенных удовольствий. Отсюда и печальный отказ от чтения книг - это уже сделали две трети российского населения, лишь 37% граждан читают более одной книги в год. Передача кинотеатров в зрительские руки подростков, деградация и коммерциализация служб художественного воспитания, ежедневное уничтожение одного памятника архитектуры.

Нам нужны заказчики порыва

Необходимо отказаться, можно сказать, задушить в себе страх перед масштабом стоящих в этой сфере задач. Не надо лукавить и относительно того, будто неизвестно, что в первую очередь следует здесь предпринять. Есть эксперты, мировой и собственный опыт. Есть множество направлений, по которым можно было бы двигаться.

Для преодоления окаменевших за два десятилетия практик необходимо дотошно подготовить радикально новую Доктрину национальной культурной политики как неотъемлемую часть плана модернизации. Осуществить ее возможно при двух обстоятельствах: прямом патронаже президента, его глубокой обеспокоенности этой драмой и совместными усилиями общества, государства, бизнеса, медиа и самих граждан.

Недальновидно откладывать создание развитой системы дополнительных к государственным (и средствам публики) источников финансирования культуры. Речь идет о независимых неправительственных благотворительных фондах, намного эффективнее государства выполняющих инвестиционные программы, решающие важнейшие некоммерческие задачи. Во многих странах такие частные фонды вкладывают в культуру ничуть не меньше, чем бюджеты всех уровней. Действующие на всей территории России (обязательное условие), они призваны стать естественным и очень престижным для бизнеса делом. Модным занятием, выходящим за пределы схемы государственно-частного партнерства.

Нужен новый неформальный подход в осознании действенности учреждений и благ культуры. Полезно создать общенациональный атлас реально работающих очагов. Где-то это музей, где-то - библиотека, клуб, студия, театр, неформальное объединение. Их-то и следует целевым образом финансировать. Точечно и персонально.

Важно решиться на то, чтобы перестроить ныне действующий механизм финансирования телевидения и радио. Найти другие источники помимо рекламы. По своим последствиям эта недорогая трансформация станет третьим после отмены крепостного права в 1861 году и отказом от социализма двадцать лет назад освобождением нашего народа от неправедной мифологической зависимости, обезвоживающей ценностный мир человека. И от тысячи ее следствий.

Перспективным, среди прочего, представляется создание по всей стране сетей так называемых культурных инкубаторов. Речь идет о специальных институциях (территориях, структурах), где художники могут заниматься творчеством, о создании питательной среды, в которой произрастают идеи, проекты, авторы, коллективы. При студенческих кампусах, научных комплексах, великих учреждениях - Эрмитаж, Мариинский театр, Чеховский фестиваль. Конечно, там хотя бы частично должны быть предусмотрены разного рода льготы, предназначенные для "Сколково".

Заказчиком этого порыва могут стать только экономисты. Лишь это влиятельное сословие способно объяснить властвующим группам - если угодно, испугать их - тем, что ныне существующее ценностное, моральное качество населения обесточит развитие страны, а мировоззренческая стагнация много опаснее нефтегазовой иглы. Не случайно же у нас нет отдельного национального проекта "культура". А значит, серьезные инвестиции сюда не идут в отличие, скажем, от спорта, здравоохранения, образования. Стыдно даже напоминать, что здравые мозги не менее важны, чем здоровое тело. Да и лелеемых Побед (с большой буквы) от этого можно снискать не меньше, чем в спорте. Плюс - умные люди еще и накормят страну.

Нужно прорвать заговор молчания в этой проблемной области. Нет публичных обсуждений идущих здесь процессов, значение которых масштабнее защиты химкинского леса и даже честного разбирательства смерти Сергея Магнитского или столкновения с лимузином вице-президента "ЛУКОЙЛа". Задача национальной важности - вернуть в эфир моду на интеллект, ум, творчество, на тонких рефлексирующих героев. А также не допустить падения уровня аудитории, не способной сегодня считывать не только современные художественные языки, но и просто событийную "повестку дня". Здесь драма, крупнейшая с 30-х годов прошлого века.

К сожалению, приходится констатировать: почти все государственные институты; законы, ведомственные распоряжения голосуют за господствующую философию услуг, за развлечения, за воспроизводство, а не за развитие существующих картин мира и ценностных иерархий. У нас нет даже проектных штабов, где бы эту группу проблем хоть кто-нибудь отслеживал, тем более ею занимался.

Во все переломные времена новая жизнь начиналась с нового мышления. Больше нельзя откладывать переход нашей сверхсложной, во многом табуированной Системы жизни к новому содержанию. К всеобщему осознанию функции "культуры в широком смысле" (Д. Медведев) в качестве единственной системы программирования жизни. Как мы думаем, так и живем. К сожалению, российские элиты пока далеки от такой поистине культурной революции даже в концептуальном плане.

Главное, следует работать на опережение: использовать колоссальные российские преимущества, состоящие в том, что чрезвычайно непростые, многомерные, перепутанные смысловые контексты нашей реальности формируют граждан, способных с детства их легко считывать. Выращивают умных людей, в своем потенциале обладающих важнейшим конкурентоспособным ресурсом нынешнего века - спящей готовностью к творчеству. Грех этим уже сегодня не пользоваться!

 

Читать материал полностью

Источник: Российская газета

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.