Сергей Кочуров, председатель совета директоров Unionlinx: «Когда нет денег, нет любви»
Необходимо изменить отношение к агентствам. Напомнить, что мы, прежде всего партнеры, а не кредитные организации.
— Какие тенденции сегодня наблюдаются в сфере маркетинговых услуг, в части BTL?
— По результатам исследований, роль BTL на российском рынке усиливается. Если 10 лет назад бюджеты были скромные, то сегодня этот сегмент занимает около 15% в доле расходов на продвижение. Эта тенденция логична – мы повторяем путь, пройденный развитыми странами. В США, к примеру, доля BTL составляет более 50%. У нас в России инерционно традиционные рекламные инструменты, в понимании рекламодателей, считаются более дешевым способом продвижения товара. Но с ростом потребления и увеличением ассортимента необходимы все более изощренные программы для стимулирования сбыта.
— Какие проблемы характеризуют сейчас рынок? С какими трудностями ведения бизнеса вы сталкиваетесь?
— Во-первых, сегодня нет стандартов ведения бизнеса между
клиентом и BTL-агентством.
Есть так называемые «клиентские политики», их множество, но работают они, как
правило, не в нашу сторону.
Во-вторых, непрозрачность тендеров и работы закупочных комитетов. Как следствие, бич нашей российской действительности – коррупция. Не важно, западная это компания или отечественная: как говорится, «наши» есть везде.
В-третьих, отсутствие финансовой дисциплины. Бумажная бюрократия, помноженная на наплевательское и непрофессиональное отношение людей, делающих эту работу.
Отдельный вопрос – проблема «постоплат», по понятным причинам ставшая очевидной в кризис и актуальная по сей день. Агентствам трудно инвестировать собственные средства в бизнес крупных заказчиков. Это несоизмеримо по рискам.
В итоге мы получаем такую картину: Агентствам сегодня нужно разработать проект, пройти закупочный комитет (об оплате труда креатива речь, как правило, не идет), инвестировать свои или заемные деньги, реализовать проект, доложить о результатах, погонять документы, поймать «важные подписи», далее подождать установленный контрактом постоплатный срок. Хорошо, если это 15-30 дней – очень редкий случай, чаще 45-90. И, как итог, слова из песни: «Когда нет денег, нет любви».
— Чем чревата сложившаяся система взимоотношений для отрасли?
— Очевидно, останется меньше игроков на рынке. Некоторые агентства уже близки к банкротству. Среди них есть и довольно крупные. Думаю, что, как и на рынке ATL, те BTL-агентства, которые выживут, войдут в состав международных холдингов. И выиграют ли от этого клиенты – большой вопрос, так как цена на услуги вырастет, по моим прогнозам, на 30-40%, а качество заметно снизится из-за отсутствия конкуренции и квалифицированного персонала.
— Есть ли решение проблемы в группе Unionlinx?
— Скорее нет… Как и прежде, продолжаем угождать клиентам. Пока творческая команда бегает по тендерам (выиграть который – еще не значит, что начнется проект), руководство изучает банковское дело. Проще говоря, ищет денег, обещанных по телевидению малому и среднему бизнесу. В действительности получить кредит под наши услуги не так просто, не говоря уже про кабальные процентные ставки.
— Что может исправить сложившуюся ситуацию?
— Прежде всего, необходимо изменить отношение к агентствам, иными словами – повысить статус BTL-компаний (и BTL рынка в целом) в глазах клиентов. Напомнить, что мы, прежде всего партнеры, а не кредитные организации. Выработать стандарты ведения бизнеса между заказчиком и агентством, создать взаимовыгодную финансово-юридическую базу. Все это может возникнуть под флагами профессиональных ассоциаций (РАМУ, АКАР), где должен быть создан клиентский комитет для обсуждения и, главное, решения насущные проблем.
Источник: РАМУ