ФАС предупредила кинопродюсеров
ФАС направила письма 17 продюсерским компаниям с предостережением соблюдать нормы действующего антимонопольного законодательства
По мнению регулятора, теле- и кинопродюсеры могут в результате переговоров синхронно снижать затраты на персонал. Продюсеры считают, что сговора нет, но необходимость снижать себестоимость своего продукта в сегодняшних условиях обоснованна.
ФАС среагировала на новость, попавшую в СМИ, о создании в четвертом квартале 2009 года Ассоциации телекинопродюсеров, призванной объединить отрасль и регулировать гонорары актеров. В ведомстве подчеркивают, что «в ходе совещаний, проводимых в рамках создаваемой ассоциации, участники вели переговоры о разделении физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, привлекаемых к производству телекинопродукции, на условные категории в целях установления предельных цен на их услуги». Также речь шла о необходимости синхронного снижения цен на оплату оказываемых услуг со стороны всех участников ассоциации.
В список адресатов ФАС попали компании «Амедиа», «Всемирные русские студии», телекомпания «Останкино», «Централ Партнершип», продюсерский центр «Леан-М», «Творческое телевизионное объединение», «Стар Медиа Про», «Студия 2В», телекомпания «Мостелефильм», «Феникс-Фильм», «Юнайтед Мультимедиа Проджектс», «Дирекция кино», кинокомпания СТВ, «Телеальянс Медиа групп», «Главред», продюсерская фирма Игоря Толстунова и «Телепроект».
На сегодняшний день Ассоциации телекинопродюсеров юридически не существует, так как пока еще она не получила одобрения в Минюсте. В связи с этим ФАС решила направить письмо не в адрес ассоциации, а основным продюсерским компаниям. Исполнительный директор Ассоциации телекинопродюсеров Анна Шарова сказала в беседе с РБК daily, что до получения официального письма от ФАС она не может его комментировать. Продюсерским компаниям, с которыми удалось связаться РБК daily, также пока писем не поступало.
«Продюсеры не от хорошей жизни ведь решили создать ассоциацию, — объясняет гендиректор Planeta Inform Дмитрий Литвинов. — Каналы значительно сократили закупочную стоимость своих сериалов, до такой степени, что она стала ниже прежней стоимости производства картины». В итоге продюсеры просто вынуждены снижать производственные затраты. А это как раз гонорары режиссеров, актеров, деление их на пресловутые категории. Кроме того, идет снижение затрат на технический персонал. «В принципе ничего страшного не произошло, — считает г-н Литвинов. — Прошла нормальная коррекция рынка». Однако он предостерегает, что в случае резкого снижения гонораров на рынке будут менее профессиональные актеры и режиссеры, что в итоге приведет к падению качества кино- и сериальной продукции.
«Насколько мне известно, тарифные сетки, разрабатывавшиеся телепроизводителями, носили рекомендательный характер, однако, поскольку их ассоциация так и не была официально создана, я не вижу никакого предмета для опасений», — заявил вице-президент Гильдии продюсеров Александр Котелевский.
Де-юре факта сговора никакого нет, добавляет Дмитрий Литвинов: «В свое время просочилась информация в прессу о введении градации гонораров актеров. Но де-факто можно и безо всякой ассоциации договориться. Рынок в нашей стране не очень большой и все знают друг друга, а цены прозрачны».
Источник: РБК Daily