16 Сентября 2009 | 11:24

Информагентства теряют деньги из-за некорректного цитирования

Некорректное цитирование новостных сообщений информагентств другими СМИ имеет серьезную экономическую подоплеку, его можно квалифицировать как акт недобросовестной конкуренции, заявил заместитель генерального директора РИА Новости Михаил Сафронов.

Картинка Информагентства теряют деньги из-за некорректного цитирования

"Акт недобросовестной конкуренции в данном случае заключается в том, что некое СМИ размещает информацию информагентства на своих ресурсах, не затрачивая при этом средств для получения данной информации. А с учетом того, что поисковые системы часто индексируют новости с некорректным цитированием выше (оригинальных сообщений информагентств), информационное агентство несет потери на рекламе", - сказал он во вторник на "круглом столе" на тему "Авторское право на информационные сообщения: проблемы и перспективы".

Дискуссия была организована информационным агентством "Гарант", в ней приняли участие представители центральных СМИ, органов государственной власти, юристы и эксперты в области авторского права.

Представитель РИА Новости видит, по крайней мере, два пути решения этой проблемы. "Во-первых, необходимо совершенствовать юридические механизмы защиты прав информационных агентств как производителей информационных сообщений. Во-вторых, нужно наладить взаимодействие с поисковыми системами таким образом, чтобы они при ранжировании материалов учитывали, какое информационное сообщение является первоисточником", - сказал он.

Как отметил Сафронов, согласно пункту 6 статьи 1259 Гражданского кодекса сообщения, имеющие исключительно информационный характер, в частности, сообщения о новостях дня, не признаются объектами авторского права, несмотря на то, что на их создание затрачиваются усилия и агентства, и журналистов.

"В этих условиях необходимо определить правовой режим использования таких сообщений", - сказал представитель РИА Новости.

Он напомнил, что в законе о СМИ есть норма, обязывающая при использовании сообщений и материалов информационных агентств указывать источник.

"Одной из стоящих перед нами задач является обеспечение применения этой нормы", - заключил Сафронов.

Директор службы Интернет-проектов Международной информационной группы "Интерфакс" Алексей Гореславский, выступая на "круглом столе", поддержал мнение представителя РИА Новости, отметив, что интернет является пространством, в котором часто не действуют нормативные акты. По его мнению, кража информации и ее перепечатка без разрешения ничем не отличаются от скачивания пиратского программного обеспечения.

"У пользователей интернета есть иллюзия, что в сети все можно получить бесплатно. Ситуация усложняется тем, что при перепечатке новости часто бывает сложно определить, чья она. Кроме того, у нас нет правового механизма, чтобы квалифицировать факт перепечатки. В то же время, законодательство запрещает некорректное цитирование. Поэтому нам и необходимо наладить практику правоприменения этого закона", - пояснил Гореславский.

В свою очередь, начальник отдела авторского и смежных прав ОАО "Телекомпания НТВ" Мария Кузьмина обратила внимание, что "новость - это сообщение о фактах, поэтому охрана новостей сама по себе невозможна". "Если мы берем сам смысл новости и облекаем его в свою форму, это не является нарушением, потому что нельзя поставить под охрану смысл события", - сказала представитель телеканала.

Руководитель отдела теоретических и практических проблем судебной защиты интеллектуальной собственности Российской академии Правосудия Марина Карелина отметила, что, несмотря ни на что, информационные агентства являются обладателями авторских прав на новости, и они, по закону, и при перепечатке новостных сообщений должны быть опубликованы с указанием источника цитирования.

Карелина, согласившись с представителем РИА Новости, сказала, что для соблюдения авторских прав информационных агентств необходимо четко на практике отрабатывать механизмы правоприменения этого закона.

Источник: РИА "Новости"

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru