05 Августа 2009 | 07:54

Штрафы за воровство новостей в Рунете введут в 2010 году

В 2010 году правительство может принять поправки в российское законодательство, устанавливающие штрафы за копирование интернет-ресурсами чужих новостей без ссылки на источник.

Картинка Штрафы за воровство новостей в Рунете введут в 2010 году

Представители ведущих российских информагентств сообщили о подготовке поправок в законодательство, запрещающие интернет-ресурсам и их владельцам публиковать новости из других источников без соответствующих ссылок. Для нарушителей предусмотрены штрафы, которые государство может начать взимать уже через 9-10 месяцев, когда законодатели обсудят и примут поправки. Об этом было объявлено в ходе видеомоста с американскими лоббистами аналогичных поправок в законодательство США.

Поправки предполагают:

- введение в Гражданский кодекс информации как объекта гражданских прав;

- уточнение и дополнение прав СМИ как обладателей информации (в законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);

- введение понятия «сетевое периодическое издание» (в законе «О средствах массовой информации»);

- уточнение обязанности других СМИ ссылаться на информационное агентство как источник информации (в законе «О средствах массовой информации»);

- приравнивание отсутствия указания на источник информации, нарушающего права ее обладателя, к недобросовестной конкуренции, что может повлечь за собой штраф (в законе «О защите конкуренции»);

- введение административного штрафа за распространение материалов информационных агентств без указания источника (в Кодексе об административных правонарушениях).

Таким образом инициаторы внесения поправок рассчитывают под угрозой штрафа заставить правонарушителей ссылаться на источники новостей, заключать договоры с информагентствами, публиковать «заимствованные» новости не сразу, а спустя некоторое время после их появления в источнике, а также использовать собственные источники информации. Информационные агентства, в свою очередь, в результате действия обновленных законов должны получить новых подписчиков и дополнительные заказы от рекламодателей.

В видеомосте, посвященном проблемам копирования новостного контента, с российской стороны приняли участие председатель совета Координационного центра национального домена RU Михаил Якушев, секретарь экспертного совета при комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связям Елена Войниканис, директор службы интернет-проектов группы «Интерфакс» Алексей Гореславский и заместитель генерального директора РАМИ «РИА Новости» Валерий Левченко. На связи из Вашингтона были партнер юридической компании Baker Hostetler, эксперт в области правовых проблем в индустрии коммуникации и СМИ Дэвид Марбургер (David Marburger) и его брат - доцент университета экономики в Государственном Университете Арканзаса Дэниел Марбургер (Daniel Marburger).

Дэвид Марбургер, по долгу службы защищающий интересы множества печатных изданий и телеканалов, рассказал об актуальности проблемы копирования новостей в Интернете. По его словам, новость - это скоропортящийся товар, интересный читателям в течение определенного короткого промежутка времени. Поэтому когда недобросовестные ресурсы (в том числе отдельные новостные агрегаторы) копируют чужие публикации и зарабатывают на размещении рядом с этими текстами рекламы, они по сути воруют деньги у авторов и источников новостей. При этом если авторы и источники несут на создание новостей определенные временные и финансовые затраты, то вышеупомянутые сайты часто устанавливают низкие расценки на рекламу, и печатным изданиям, даже имеющим свои представительства в Сети, становится сложно конкурировать с ними за внимание рекламодателей. По словам Дэниэла Марбургера, от подобных проблем в США страдают даже гиганты, вроде The New York Times.

Представители российских информагентств признают наличие в нашей стране схожих трудностей, однако выделяют несколько особенностей, присущих национальному рынку. Прежде всего, отдельные сайты платят информагентствам за подписку на материалы последних, приобретая тем самым право использовать тексты информагентств в Интернете на законных основаниях. Тем не менее, доходы от подписки не покрывают убытков, которые информагентства (а также телеканалы, радиостанции и онлайн-СМИ, являющиеся источниками новостей) несут от деятельности «новостных пиратов». Кроме того, после опубликования новости на сайте законопослушного подписчика, она может быть скопирована бесконечное число раз уже с этого источника без соответствующих ссылок. Таким образом, доходы от подписки снижаются так же, как и предполагаемые поступления от рекламы на сайтах источников новостей. Помимо денег, источники недополучают заслуженную цитируемость, упоминаемость и аудиторию, что, впрочем, в конечном счете также ведет к финансовым потерям.

По словам Алексея Гореславского, информагентства ведут мониторинг случаев использования их материалов без указания на источник, но в настоящее время, несмотря на это, остаются «практически безоружными» с точки зрения закона.

Все это привело к объединению нескольких российских СМИ и информагентств, которые совместными усилиями будут лоббировать принятие соответствующих поправок в законодательство, причем не только российское, но и международное. Михаил Якушев напомнил, что в международном праве (а следовательно и в России, и в США) нет норм, прямо охраняющих новости как объекты права, и заявил, что совместно с коллегами будет добиваться их появления.

По прогнозам Дэвида Марбургера, в будущем новости будут рассматриваться как товар, который является объектом собственности. Дэниел Марбургер выделяет в таком товаре два аспекта: коммерческий, который актуален в течение короткого промежутка времени, когда новость эксклюзивна и источник может на ней заработать, и некоммерческий, в рамках которого информация из новости рассматривается как знание, актуальное в течение длительных промежутков времени. По мнению американской стороны, оригинальная доктрина, предлагающая «защищать» новость источника в течение определенного времени (например, 12 или 14 часов), а потом разрешать свободное распространение этой информации, не может быть применена в практике США.

Елена Войниканис считает, что действующий в России закон о СМИ устарел и в нынешнем виде не способен регулировать правоотношения, связанные с копированием новостей в Интернете. Поэтому планируется в вести в него понятие «сетевого периодического издания», которое при перепечатке новостей будет обязано ссылаться на источник. При этом действующие нормы о допустимых объемах цитирования без письменного разрешения источника не будут изменены.

Основные недостатки законопроекта сводятся к неопределенности его положений. К примеру, они не содержат подробностей о деятельности новостных агрегаторов, вроде Google News или «Яндекс.Новостей». Могут ли они приводить только заголовок и небольшую часть текста из источника со ссылкой на него или должны использовать весь текст (большую его часть)? Стоит ли ограничивать «копировальщиков» и компиляторов новостей в выборе места, где должна быть установлена ссылка на источник? Важность этих вопросов на первый взгляд можно недооценить, однако нет сомнений в том, что рано или поздно законодателям придется подумать над их решением.

Например, по данным Дэвида Марбургера, только 1% читателей обращает внимание на ссылку на источник, если она стоит в конце текста. Общеизвестно, что многие читатели и вовсе не склонны читать новости до конца - тогда в чем смысл установки ссылки под текстом, даже если это будет соответствовать всем предписаниям закона? Тем временем РИА «Новости» и «Интерфакс» уже обязывают партнеров делать ссылку на них в начале публикаций.

Пока слишком туманно звучит и ответ на вопрос о том, кто будет следить за исполнением этих предписаний. Авторы поправок считают, что это должны делать в первую очередь сами источники новостей, но последнее слово все равно останется за государственными органами (пока непонятно, какими конкретно, и будет ли для этих целей создаваться новое ведомство). Дэвид Марбургер не исключает варианта развития событий, при котором внесенные в законодательства России и США поправки дадут источникам новостей «слишком много власти». Вместе с тем, участники видеомоста из обеих стран неоднократно подчеркнули, что стремятся соблюдать баланс между коммерческими интересами источников и свободой слова и распространения информации

Источник: Руформатор

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru