Большинство опрошенных россиян довольны своими спонтанными покупками
Средний чек такой сделки составил 3750 руб. При этом 71% импульсивных трат не превышают 5 тыс. руб.
Свыше половины потребителей (81%) рассказали, что остались довольны спонтанной покупкой, которую совершили за последний месяц. Об этом говорится в исследовании агентства Spektr, посвященного покупательскому поведению россиян.
Спонтанные покупки
Доля респондентов, недовольных таким приобретением, составила 3%. Также больше половины участников опроса (63%) назвали свою спонтанную покупку полезной. При этом 31% заявили, что она оказалась лишней или необязательной.
Вместе с этим 45% опрошенных согласились с тезисом о том, что маркетплейсы формируют привычку спонтанного потребления. Обратного мнения придерживается четверть респондентов (26%). Среди тех, кто совершил спонтанную покупку за последний месяц, больше половины (61%) сделали это на маркетплейсе. Кроме того, большая часть импульсивных трат (80%) совершается потребителями для себя. Авторы исследования приходят к выводу, что маркетплейсы ― «это пространство личного потребления».
Среди категорий лидируют спонтанные покупки одежды и обуви (их указали 24% опрошенных). Далее следуют товары для дома и быта, продукты питания, а также электроника и бытовая техника.

При этом аналитики указали на относительную дешевизну спонтанного шопинга. Большая часть таких покупок (71%) не превышает 5 тыс. руб., а примерно треть (36%) ― 1 тыс. руб. Средний чек спонтанной покупки ― 3 750 руб.
Почти половина респондентов (45%) решили приобрести товар, как только увидели его в магазине или онлайн. В числе причин для спонтанных покупок ― наличие «значительной» скидки (так ответили 40% участников опроса), ситуация «просто захотелось» (35%), желание «порадовать себя» (23%), интерес к новому продукту (22%) и страх упустить возможность (19%).
Также 55% опрошенных часто или почти всегда совершают покупку, когда узнают о скидке. Треть участников опроса (33%) делают это иногда. При этом склонность к импульсивным покупкам снижается с возрастом ― это связано с восприятием влияния онлайн-платформ, добавили авторы исследования.
Распродажи
Свыше половины участников опроса (62%) покупают на распродажах нужные товары. Большая часть участвует в них из-за выгодной цены (так ответили 70% респондентов), а 49% ― из-за желания сэкономить. Барьерами к покупкам во время распродаж выступают недоверие к скидкам и нежелание переплачивать. Так, 63% считают скидки искусственными, а 74% перепроверяют их перед покупкой.

«В условиях высокой восприимчивости к акциям скидка выполняет психологическую функцию. Она легитимизирует эмоциональное желание “порадовать себя” (24%), превращая импульс в рационально обоснованное действие», ― говорится в выводах аналитиков.
При этом 42% опрошенных не смогли сказать, сколько денег они потратили на распродаже. Покупка по акции перестала восприниматься отдельным финансовым событием, объяснили авторы исследования.
Кроме того, 38% респондентов рассказали, что устали от уведомлений о скидках. Также большая часть участников опроса (58%) не готова оформлять специальные карты для доступа к ним, но четверть могут это сделать, если доверяют маркетплейсу. Вместе с этим, по мнению 64% опрошенных, количество распродаж сейчас достаточное. О том, что их должно быть больше, заявили 28%.
Исследование проведено методом онлайн-опроса среди 600 россиян в возрасте 18–65 лет, проживающих в городах с населением свыше 100 тыс. человек.