Москвичи ждут худшего
Москвичи экономят, но пока не готовы отказываться от привычек
Негативные ожидания
В целом, ожидания москвичей в отношении ближайшего «экономического» будущего достаточно негативны.
Изменение финансового положения в семье
Одним из главных факторов, сформировавших негативный фон, стал рост цен на продукты питания и товары первой необходимости: 89% заметили, что продукты очень подорожали за последние 2-3 месяца. 62% пытаются экономить на ежедневных покупках.
Вместе с тем данные исследований дают основание полагать что индикатором «сильного подорожания» для значительной части москвичей является скорее увеличение общей суммы расходов и восприятие того, что «все стало дорого», нежели цены на конкретные товары: 52% признались, что не знают цен на конкретные продукты, которые они обычно покупают.
При этом большинство москвичей с удовольствием будут покупать свои привычные марки по более выгодной цене, но пока не готовы отказаться от товаров привычного качества из соображений экономии (88%).
С таким восприятием подорожания связаны и стратегии экономии, которые использовали или пытались использовать москвичи в последние 2-3 месяца.
Жестко ограничить сумму затрат на один поход в магазин
Такой способ контроля расходов применяют 31% москвичей, причем практически половина их тех, кто пользуется этим способом сейчас, стали применять его только в последние 2-3 месяца, как способ экономии.
При этом 11% даже стали отказываться от набранного товара на кассе, если обнаружили, что превысили запланированный лимит расходов.
Найти магазин подешевле
27% москвичей, так или иначе, сменили «репертуар» посещаемых магазинов за последние 2-3 месяца (стали чаще ходить в магазины, куда раньше заглядывали редко или вовсе сменили места покупок).
Одним из ведущих факторов такого изменения стал поиск более дешевых магазинов:
Причины перехода на новые места покупки
При этом магазины, которые стали чаще посещать по причине выгодных цен – это, чаще всего, гипермаркеты (Ашан), магазины-дискаунтеры (Пятерочка, Копейка ).
Однако, при анализе смены покупательского «репертуара» нельзя недооценивать других факторов, таких как открытие новых магазинов в более удобных для покупателей местах.
Сократить потребление каких-либо продуктов или даже отказаться от них совсем
Таким способом пытаются экономить 27% московских покупателей. Как правило, это товары не необходимые, а что-то «для себя», что раньше просто бросали в корзину, не задумываясь.
Обращать больше внимания на скидки, специальные цены и другие предложения от магазинов
50% покупателей заранее обращают особое внимание в магазинах на товары со скидкой или специальные предложения. Но у большинства из тех, кто придерживается такой стратегии выбора, она сложилась достаточно давно и не является реакцией на нынешнюю экономическую ситуацию.
В то же время, количество покупателей, взявших с полки одну марку, а потом поменявших ее, потому что увидели другую со скидкой, значительно выросло именно в последние 2-3 месяца (с 23 до 36%).
Перейти на более дешевые марки – о такой стратегии экономии заявили 18% опрошенных.
Безусловно, покупатели применяют и другие способы контроля над расходами и поиска более выгодных покупок (составление точного списка покупок заранее, покупка товара бОльшими упаковками и т.д.), но большинство из тех, кто применяет эти стратегии, говорили о том, что они делали так всегда.
Многие производители и ритейлеры уловили настроения покупателей и уже сделали своим покупателям «антикризисные предложения». Но, как показало исследование, коммуникация, напоминающая про кризис, часто вызывает раздражение:
• 81% согласились с тем, что им неприятны постоянные упоминания кризиса в рекламе
• 55% полагают, что кризис в значительной степени раздут из-за постоянных разговоров о нем
При общей позитивной реакции на скидки и акции, специальные предложения, сформулированные с позиции «антикризиса» работают хуже, чем традиционные объявления о скидках с указанием четкого % снижения цены (даже если цена и не снижена именно на такую величину).