12 Октября 2009 | 11:24

Агрессивная реклама недостатков АвтоВАЗа уже принесла результаты

На прошлой неделе началась новая рекламная кампания АвтоВАЗа. Ее новаторский характер состоит в том, что если раньше рекламировались достоинства, то теперь концепция изменилась: в ход пошли недостатки.

Картинка Агрессивная реклама недостатков АвтоВАЗа уже принесла результаты

Рекламная кампания опирается на три основополагающих свойства АвтоВАЗа и его продукции — исключительную затратность, низкое качество и скверную репутацию в глазах потребителей.

О первом из этих свойств много и с чувством говорил Владимир Путин, который на заседании президиума правительства 2 октября поставил ультиматум французскому автоконцерну Renault: либо тот участвует в финансировании АвтоВАЗа, либо завод проведет дополнительную эмиссию акций и пакет французов (25% акций, купленных в прошлом году за $1 млрд) существенно уменьшится. Путин уточнил, что когда летом федеральный бюджет выделил АвтоВАЗу 25 млрд руб., правительство позаботилось о том, чтобы не размывать пакет Renault: "Мы сделали это, по сути, защищая их (Renault.— "Власть") интересы. Или они будут дальше участвовать в финансировании предприятия, или мы должны будем договариваться с ними о новом соотношении долей".

5 октября маркетинговое продвижение АвтоВАЗа методом рекламы его исключительной ресурсоемкости продолжилось: было объявлено, что для выживания заводу нужно еще 70 млрд руб. Аналитики сразу подсчитали, что в этой сумме доля Renault должна составить 17,5 млрд руб., а в случае отказа платить его пакет уменьшится до 6%. Renault думал один день и 6 октября согласился с требованием, хотя чуть позже уточнил, что о конечной сумме вложений в предприятие предстоит провести дополнительные переговоры.

Маркетинговый ход оказался исключительно плодотворным. Трейдеры на бирже РТС с восторгом отреагировали на новость о согласии Renault расстаться почти с полумиллиардом евро, и торги акциями АвтоВАЗа даже пришлось приостанавливались на час из-за роста их цены более чем на 20%. Следом и инвестиционная компания "Тройка Диалог" (владеет 25% акций АвтоВАЗа), а также Сбербанк (является его крупнейшим кредитором) заявили о намерении помочь заводу деньгами.

Таким образом, первый этап рекламы недостатков оказался чрезвычайно успешным, и сразу после этого начался второй. Чтобы обосновать необходимость выделения 70 млрд руб., завод подготовил для правительства презентацию, содержание которой стало известно прессе 6 октября. В документе, в частности, было указано, что качество производимых автомобилей остается "чрезвычайно низким", а восприятие марки потребителями — "неудовлетворительным". АвтоВАЗ не только впервые официально признал то, о чем все и так давно знают, но и подал это как преимущество, позволяющее рассчитывать на щедрые ассигнования. Ход сработал. Первый вице-премьер Игорь Шувалов охарактеризовал разговоры об увольнении с завода 27,6 тыс. рабочих спекуляциями (эту цифру ранее назвал менеджмент АвтоВАЗа), заверил, что работы лишатся только 5 тыс. человек, а 8 октября прибыл в Тольятти разбираться с ситуацией на месте. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что правительство подготовит новый план спасения предприятия к 10 октября, и что она верит в будущее АвтоВАЗа. А ВЭБ сообщил, что может купить облигации АвтоВАЗа на сумму 40 млрд руб.

Очевидно, что тольяттинский успешный опыт рекламы недостатков может быть применен и в других отраслях, испытывающих трудности. Например, российским производителям самолетов и плавсредств следует громче говорить о том, что их продукция не экономична в эксплуатации, не слишком надежна и к тому же весьма дорога. Пищевикам стоит задуматься о выводе на рынок брендов "Водка паленая", "Молоко без вкуса и запаха", "Тушенка из жира говядины", а телефонистам — тарифа "Кричите громче". Покупатели могут, конечно, отказаться от приобретения такой продукции. Но это не страшно: реклама предназначена не для них, а для властей, от которых всего-то требуется своевременно выделять деньги или выбивать их из других, более успешных компаний, предпочитающих рекламу более традиционным способом.

Источник: Коммерсанъ

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru