04 Марта 2009 | 00:00

Реклама онемела. Высший арбитражный суд выключил звуковые ролики в общественном транспорте

Федеральная антимонопольная служба начинает борьбу за тишину в общественном транспорте по всей стране. Самый свежий пример: в Тюменской области местное управление ФАС оштрафовало на 300 тысяч рублей крупное рекламное агентство, мешавшее пассажирам наслаждаться тишиной в пути.

Федеральная антимонопольная служба начинает борьбу за тишину в общественном транспорте по всей стране. Самый свежий пример: в Тюменской области местное управление ФАС оштрафовало на 300 тысяч рублей крупное рекламное агентство, мешавшее пассажирам наслаждаться тишиной в пути.

Право ездить в автобусах без лишнего звука предоставил пассажирам Высший арбитражный суд. По его решению реклама должна молчать, когда человек едет в автобусе, троллейбусе или маршрутке. Не говоря уже про трамваи. Поводом для арбитражного разбирательства стали жалобы новосибирских пассажиров, которым надоела телевизионная реклама в... автобусах. Как стало известно "РГ", еще пару лет назад некая фирма установила мониторы в местных автобусах и постоянно крутила по ним рекламные ролики. Все это гордо называлось "Пассажирское телевидение".

Однако пассажирам такая затея не понравилась, и они пожаловались в антимонопольную службу. Мол, спасите наши уши. Антимонопольная служба сочла жалобы убедительными и приказала выключить звук телевизорам в автобусах. В ответ коммерсанты обратились в суд и поначалу выиграли. А потому реклама опять зазвучала. Как оказалось - лишь на время.

- Наше решение о запрете звуковой рекламы было обжаловано, мы, к сожалению, проиграли в первой, во второй и в третьей инстанциях, - сообщил начальник управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Сергей Гаврилов.

- Но мы пошли дальше - обратились в Высший арбитражный суд, который рассмотрел нашу жалобу и признал действия УФАС по Новосибирской области абсолютно правомерными.

Теперь коммерсанты просто обязаны сделать свою рекламу немой. В своем решении Высший арбитражный суд сослался на статью 20 Закона "О рекламе". Спасительный для ушей пассажиров пункт звучит так: "Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается".

Юристы рекламных агентств долгое время утверждали, что эта статья касается только того, что звучит снаружи машины. Мол, она направлена на обеспечение безопасности дорожного движения. А мониторы в салонах автобусов, по мнению сторонников рекламы, не влияют на безопасность дорожного движения. Главное, чтобы они не отвлекали водителя.

- Действительно, многие юристы считали, что рекламные объявления по громкоговорителю в салоне под этот пункт не подпадают, - пояснили корреспонденту "РГ" в известном адвокатском бюро. - Определение и правда можно толковать по-разному. Скажем, нельзя устанавливать репродукторы на машинах и озвучивать улицу. А если динамик стоит в салоне, то это уже распространение рекламы внутри транспортного средства. Где в статье сказано про "внутри"? Мнения были разные. Теперь Высший арбитражный суд дал четкое толкование этой нормы.

Решение высшей инстанции - прецедент. Со всеми вытекающими последствиями. Отныне все подобные жалобы в арбитражном процессе должны рассматриваться именно так, а не иначе. Если вас застало в дороге настойчивое предложение что-то купить или куда-то пойти, не надо нанимать адвоката, смело жалуйтесь в антимонопольную службу. Она уже знает, что суд на ее стороне, и сама все решит.

Под запрет попадают не только видеоролики со звуком, но и обычные рекламные объявления по динамикам. Зато кино в общественном транспорте смотреть можно.

- Демонстрация фильмов рекламой не является, - поясняют адвокаты. - В столичном регионе в некоторых автобусах, курсирующих между городами-спутниками и Москвой, установлены мониторы, показывающие фильмы или видеоклипы. Крутят кино и в некоторых экспресс-электричках. Но если такой шум мешает кому-то, человек вправе потребовать убавить громкость или вообще выключить звук. Допустим, если вы едете в транспорте с маленькими детьми, то вряд ли обрадуетесь громкой музыке или зажигательному боевику. Как правило, люди в таких случаях идут навстречу и выключают кино.

Источник: Российская газета

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru