Навигатор рекламного рынка

| Печать | В закладки13 ноября 2007 00:00

Забастовки ставят под удар всю американскую индустрию развлечений

Забастовки ставят под удар всю американскую индустрию развлечений

Кина не будет

В минувшие выходные работники сцены бродвейских театров начали пикетировать дневные и вечерние спектакли после того, как продюсеры и владельцы театров не выполнили условий профсоюзов по пересмотру трудовых договоров. Сейчас контракт предусматривает, что продюсеры могут сами определять количество занятых в постановке рабочих, продолжительность их рабочего дня и то, какую работу они должны выполнять. Забастовка рабочих сцены привела к отмене более двух десятков спектаклей и мюзиклов. В любое другое время эту забастовку могли бы расценить как отдельный конфликт между профсоюзом, защищающим права сотрудников, занятых в индустрии развлечений, и продюсерами. Однако события прошлой недели заставили наблюдателей говорить о том, что положение намного серьезнее. Как известно, в начале прошлой недели Американская гильдия сценаристов (WGA) официально объявила о начале бессрочной забастовки. Последние переговоры с Альянсом продюсеров кино и телевидения (AMPTP), которые длились больше десяти часов, так и не привели к разрешению конфликта. Гильдии не удалось достичь соглашения с продюсерами по целому ряду вопросов, поэтому все 12 тыс. сценаристов одновременно приостановили работу. Их основное требование -- пересмотр системы начисления заработной платы. Дело в том, что сейчас голливудские сценаристы получают около 4% дохода от продаж DVD с ток-шоу и фильмами, снятыми по их сценариям. Теперь сценаристы требуют двукратного повышения авторских отчислений с продаж дисков. DVD не случайно оказались в центре конфликта. Благодаря их продажам киностудии возвращают себе практически половину затраченных на съемки средств.

Кроме того, сценаристы требуют платить им авторские отчисления в размере 2,5% и за трансляцию продукции через интернет -- сейчас авторы сценариев за это денег не получают, хотя рынок интернет-трансляций сейчас находится на подъеме. По словам ведущего ток-шоу "Офис" Грэга Дэниэлса, в этом году в интернет-магазине iTunes было продано около 7 млн серий шоу. "Здесь зарыт целый мешок денег",-- отмечает господин Дэниэлс.

Эксперты индустрии развлечений считают, что, если гильдии сценаристов удастся добиться повышения зарплаты, это станет настоящим прорывом. Последняя забастовка произошла в 1988 году -- она длилась пять месяцев, в ходе которых теле- и киноиндустрия потеряла примерно $500 млн. Тогда камнем преткновения между сценаристами и продюсерами также стали носители визуальной информации -- видеокассеты VHS, которые к тому времени получили массовое распространение. Больше всего досталось телевидению: съемки сериалов и ток-шоу были приостановлены. В результате телеаудитория в США уменьшилась на 9%, а большинство зрителей стали отдавать предпочтение кабельным тематическим каналам, которые транслировали спорт, старые фильмы и другие развлекательные передачи. В тот раз WGA удалось добиться подписания нового трудового контракта с AMPTP. У сценаристов появилась возможность самим выбирать систему выплаты причитающегося им вознаграждения. Либо они получают $4,4 тыс. за каждое часовое шоу, либо 1,2% дохода от всех продаж шоу за рубежом.

По данным американской исследовательской организации Milken Institute, если сейчас на разрешение конфликта потребуется столько же времени, как в 1988 году, то с учетом инфляции потери могут составить уже $10 млрд. Причем забастовка членов WGA может отразиться и на партнерах Голливуда. По словам Рона Уайна, директора компании Cinema Secrets, являющейся одним из поставщиков косметики и костюмов для развлекательной индустрии, забастовка 1988 года привела к тому, что компания потеряла 50% своих доходов. На этот раз потери могут составить 25−30%. Аналитики считают, что забастовка этого года только подтолкнет рекламодателей к инвестированию в другие сферы, а телезрители начнут еще активнее переключаться на альтернативные источники развлечений.

Сети для телезрителя

Сейчас главный вопрос заключается в том, сколько продлится забастовка. Время явно работает против продюсеров и владельцев студий. Причем пострадают не только киностудии и их партнеры, но и рекламодатели, а также крупнейшие вещательные корпорации. При этом эксперты отмечают, что выиграть от забастовки может стремительно набирающая обороты индустрия онлайн-видео. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor`s (S&P) выпустило специальный отчет под названием "Забастовка сценаристов знаменует драматический период для развлекательной индустрии и вещательных корпораций". По мнению аналитика S&P Хизер Гудчайлд, многие рекламодатели вынуждены будут сократить количество рекламных роликов на телевидении и отказаться от заранее купленного времени. Еще до начала забастовки была заметна тенденция постепенного ухода рекламодателей с телевидения. В мае, когда стала известна программа передач нового сезона, рекламодатели потратили на видеоролики в прайм-тайм $8 млрд, тогда как два года назад аналогичная сумма составляла $9 млрд. По данным американской консалтинговой компании Internet Advertising Bureau и аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, в последние годы рекламодатели уделяют больше внимания рынку онлайн-рекламы. В 2006 году инвестиции в американский рынок онлайн-рекламы достигли $16,9 млрд, а это на 35% выше, чем в 2005 году. Согласно прогнозам американской исследовательской компании eMarketer, в этом году в него будет вложено $20 млрд, а в 2008 году -- $24 млрд. Причем в Европе наблюдается та же тенденция: в 2006 году в сектор онлайн-рекламы по всей Европе было инвестировано $10 млрд, что почти в два раза больше, чем в 2005 году. Великобритания оказалась лидером среди европейских стран. В ее рынок рекламодатели вложили 39% всех средств, или $4,5 млрд. Инвестиции же в телевизионную рекламу в этой стране упали на 4,7% и составили $8,1 млрд. По мнению наблюдателей, причиной более оживленного интереса к рекламе во всемирной паутине является то, что бизнес онлайн-видео использует более персонифицированную информацию о своих зрителях, что дает большую отдачу при размещении рекламы. Сегодня большинство социальных сетей (например, Facebook) предоставляют рекламодателям подробную информацию о пользователях -- возраст, интересы и многое другое. Это позволяет им разрабатывать и внедрять рекламу для более узких целевых аудиторий. "Забастовка может дать онлайн-миру возможность усилить позиции и доказать гильдии сценаристов свою ценность. У киностудий появятся новые конкуренты во всемирной сети, которые предложат сценаристам другие модели использования их труда",-- отмечает Кеннет Хертц, юрист адвокатской конторы Goldrin, Hertz & Lichtenstein из Беверли-Хиллз.

В выигрыше может оказаться и индустрия кабельных телеканалов. Ведь в случае продолжительной забастовки застопорится трансляция новых сериалов и ток-шоу на телевидении, а телекомпании ежегодно тратят около $400 млн на разработку проектов в надежде, что большинство из них будут успешно реализованы. В некоторых случаях только пилотные серии обходятся вещательным корпорациям в $7 млн. Многие телеканалы предусмотрительно заготовили сценарии на несколько месяцев вперед. При длительной забастовке повторы станут неизбежностью, а это приведет к тому, что все больше зрителей начнут переходить на просмотр кабельных тематических каналов. Тем более что сегодня 84,8% американцев имеют кабельное телевидение. Спасением для обычных телеканалов могут стать новые форматы передач, как это было в конце 1980−х годов. Тогда эфирное время федеральных американских каналов заполнялось новым видом программ -- информационно-аналитическими выпусками и реалити-шоу. Телевидение сделало ставки именно на реалити-шоу, которые должны были в будущем защитить вещательные корпорации от забастовок.

Переезд как лучший способ решения проблемы

Впрочем, некоторые эксперты говорят, что есть еще один, довольно радикальный способ решения проблем американской индустрии развлечений. Речь идет о переезде голливудских студий за пределы США, где съемки фильмов, сериалов и ток-шоу будут обходиться намного дешевле. Ежегодно Голливуд производит около 500 фильмов. На съемки, рекламу и распространение одного из них продюсеры тратят более $60 млн, и только один из десяти становится популярным. "Звездные войны" и "Гарри Поттер" вообще обошлись продюсерам в $100 млн каждый. Теперь, чтобы избежать больших неоправданных затрат, многие американские фильмы и телепередачи снимаются в соседней Канаде, прозванной Северным Голливудом. Ведь там заработная плата в среднем на 20% ниже, чем в США, а правительство предоставляет продюсерам большие налоговые льготы. Например, американская киностудия, снимающая в Торонто, платит налоги на 30% меньше, чем любая другая компания, работающая в Канаде. По словам продюсеров, в Торонто вполне можно снимать Нью-Йорк, в окрестностях Калгари -- центральную часть Соединенных Штатов, а Ванкувера -- Западное побережье США. Просто нужно немного изменить сценарии, подогнав их под суровую канадскую погоду. За десять лет Голливуд снял приблизительно 1500 фильмов и телевизионных программ в Канаде. Киноиндустрия Ванкувера является третьей по величине в Северной Америке после Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. А по количеству производимых телепрограмм -- второй в мире после Лос-Анджелеса.

Впрочем, у теории переезда есть и противники. По мнению главного экономиста Milken Institute Кевина Клоудена следует понимать, что Голливуд имеет дело не с простой забастовкой, а с забастовкой англоговорящих сценаристов: "Это значит, что продюсеры останутся без сценариев, где бы они ни были. Те продюсеры, которые могли переехать куда-либо, уже переехали, но многие снова возвращаются в Голливуд из-за продолжающегося обесценивания доллара".

| Печать | В закладки
Можно обсудить этот материал или почитать другие новости.
<< < июнь 2018 > >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Подключите CSS