Навигатор рекламного рынка

| Печать | В закладки1 апреля 2008 00:00

Госдума понизит градус наружной рекламы

Госдума понизит градус наружной рекламы

Завтра Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект, запрещающий рекламу алкоголя и табака в общественном транспорте. Тем самым будет продолжен передел многомиллиардного рынка алкогольной и табачной рекламы, идущий последние годы. Автор документа депутат Александр Лебедев утверждает, что законопроект получил одобрение Владимира Путина, а потому нет никаких сомнений в том, что депутаты его примут. В дальнейшем они начнут борьбу со всей наружной рекламой алкоголя.

По данным "Газеты", рекламные агентства уже начали в спешном порядке разрывать контракты с производителями спиртного, а те ищут новые способы рекламы.

Александр Лебедев отмечает, что, работая над этими поправками в "Закон о рекламе", он прежде всего думал о том, чтобы уменьшить интерес несовершеннолетних к данным видам товаров. "Подобная реклама воздействует на еще не развившиеся мозги подростков и приводит к тому, что на улице можно увидеть огромное количество молодежи с бутылкой пива и косыми глазами", — сказал он корреспонденту «Газеты».

В июне прошлого года депутаты от "Единой России" не захотели запрещать рекламу алкогольных напитков, табака и пива на общественном транспорте, хотя депутаты-инициаторы не требовали от государства никаких средств на реализацию закона. Однако недавно поддержку законопроекту неожиданно для Александра Лебедева выразило правительство. В середине января 2008 года заместитель председателя правительства Александр Жуков прислал в Госдуму официальный положительный отзыв на законопроект. Правда, он попросил у депутатов Лебедева и Самошина конкретизировать перечень объектов транспортной инфраструктуры, где предлагается запретить размещение рекламы алкогольной продукции и табака. «Законопроект поддержала администрация президента, а потом уже «Единая Россия», — рассказал «Газете» Александр Лебедев, добавив, что законопроект будет принят, потому что его поддержал президент.

Тем самым продолжится передел рынка рекламы табака и алкоголя, объем которого, по экспертным оценкам, превышает 30 млрд рублей. Рекламные агентства, специализирующиеся на распространении рекламы в транспорте, уже давно были готовы к подобной инициативе. Некоторые даже попытались упредить удар законодателей. Как сообщили корреспонденту «Газеты» в пресс-службе компании «Олимп», занимающейся визуальной рекламой в Московском метрополитене, с 1 мая агентство прекращает срок действия договоров с производителями крепких алкогольных напитков (выше 15 градусов). На пиво и табак пока этот отказ не распространяется.

В «Олимпе» соглашаются с тем, что контракты с производителями спиртного были очень выгодными, однако данные по выручке от этого вида рекламы за прошлый год приводить отказываются. Рекламодателей, с которыми расторгаются договоры, в пресс-службе также не называют, руководствуясь, в частности, тем, что по ним и так будет нанесен серьезный удар. Для агентства это тоже болезненно, финансовые потери будут, и все же, подчеркивают в «Олимпе», руководство компании приняло решение пойти на этот шаг из соображений социальной ответственности. «В год семьи проблемы, связанные с ростом алкогольной зависимости среди населения нашей страны, звучат особенно актуально. И наша компания не собирается оставаться в стороне", — комментирует принятое решение генеральный директор «Олимпа» Вадим Юхнович.

Категорически не согласны с такой точкой зрения производители крепких алкогольных напитков. «Надо понимать, что рекламируются не те продукты, из-за которых население спивается. Спиваются ведь не легальным, дорогостоящим алкоголем, а спиртосодержащими жидкостями. Так что на самом деле эти запреты не спасут, а, напротив, нанесут удар по населению, ведь это все на руку теневому рынку», — поделился с «Газетой» своей точкой зрения генеральный директор компании «Ладога» Вениамин Грабар. «Наша Дума уже давным-давно перегнула палку с всевозможными запретами. Это чистой воды популизм, законопроект разрабатывается непрофессионалами. В результате подобных запретов мы уже давно нигде не размещаем свою рекламу, кроме как в местах продаж», — добавил он.

Действительно, производителям спиртного и табака ничего не остается, кроме как рекламировать свою продукцию в местах продаж. Еще один вариант, по словам вице-президента Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Владимира Евстафьева, это BTL и глянцевые журналы. «В принципе реклама алкоголя и табака составляет не очень большую долю от общего объема рекламного рынка. Другое дело, что всякое дополнительное законодательное регулирование — это от лукавого. То, что в Америке в наружной рекламе нет табака, — это никакое не законодательное регулирование: сами производители табака собрались и договорились, что они рекламировать свою продукцию таким образом не будут. Это гораздо надежнее», — говорит он.

В компании «Филип Моррис» корреспонденту "Газеты" подтвердили, что многие из ограничений рекламы включены в добровольный кодекс маркетинга компании, положениям которого она следует во всех странах, где ведется ее бизнес. «Понятно, что рекламу сигарет следует ограничивать, чтобы не оставалось какой-либо возможности ее видеть детям. В то же время какие-то виды рекламы и уместны, и даже необходимы в конкурентной рыночной среде. Именно поэтому мы считаем полный запрет рекламы сигарет чрезмерным», — говорит управляющий по связям со СМИ и внутрикорпоративным коммуникациям "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг" Ирина Бахтина.

Между тем, не исключено, что все призывы участников рынка к законотворцам услышаны не будут, и в перспективе производителям спиртного и табака действительно грозит полный запрет. По крайней мере, такие планы вынашивает Александр Лебедев. В разговоре с корреспондентом «Газеты» он признался, что запрет на транспорте — это не самоцель. «У меня есть инициатива — и ее поддерживает спикер Совета федерации Сергей Миронов — убрать всю наружную рекламу этой продукции в Москве. И я, и Миронов выносили эти предложения, но их завернули, потому что рынок наружной рекламы огромный, и там есть серьезные игроки. С наружкой в лоб не справиться, а она, между тем, резко дезориентирует водителей», — говорит Александр Лебедев. По его словам, такой «вакханалии в наружной рекламе», как в России, нет ни в Европе, ни в Америке.

Эксперты пока воспринимают слова депутата как пустую декларацию и популизм. В частности, вице-президент АКАР Владимир Евстафьев, уверен, что предлагаемые депутатом поправки в закон, напротив, противоречат европейской практике в части ограничения рекламы. А генеральный директор НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Тамара Касьянова отмечает, что борьба с потреблением спиртного подростками и водителями ведется уже давно и довольно безуспешно: «Существует закон, ограничивающий продажу несовершеннолетним алкогольной продукции в магазинах. Однако не секрет, что он едва ли соблюдается и купить напитки любой крепости для подростка не проблема. Если бы депутатам удалось добиться реального соблюдения этого закона, это дало бы куда больший эффект, чем любые ограничения рекламы».

Какая реклама вас раздражает?

АЛЕКСАНДР СЕМЧЕВ, актер:

- Мне не нравится, когда реклама сделана бездарно, лишь бы какой-то свой товар на экранах засветить. А ведь создание рекламного ролика, я в этом просто убежден и знаю не понаслышке, — это абсолютно творческий процесс. Если реклама будет сделана талантливо, живо и в ней будет присутствовать сюжет, то актер может согласиться рекламировать все, вплоть до женских прокладок. И еще мне не нравится реклама пива «Толстяк» без меня. А раздражает использование в той же самой рекламе имитации моего голоса. Наверное, многие думают, что это я по-прежнему говорю за кадром: мол, мужики… А на самом деле мой голос просто имитируют.

БОРИС ГРАЧЕВСКИЙ, художественный руководитель киножурнала "Ералаш":

- Когда смотришь фильм и увлечен сюжетом, раздражает любая реклама. Я понимаю, что без нее нельзя, и тем не менее.

А возмущает меня то, что днем идет реклама какой-то бирки, которая подается к пиву. Спрашивается, а почему это днем? Сейчас у нас 13−летние дети пиво, как молоко, сосут, а тут еще это добавляют. Или торговцы водкой Nemiroff выпустили рекламу: мол, все дело в перце. Вот такой мелкий обман уж точно раздражает.

А с хорошей стороны запомнилась милая и ненавязчивая реклама сока «Моя семья». Там и девочка очень обаятельная, и фразочки смешные, емкие. Но сам сок, правда, кошмарный.

АЛЕКСАНДР НЕВЗОРОВ, советник по СМИ губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко:

- Все зависит от того, как ты сам к этому относишься и ищешь ли взглядом рекламу для того, чтобы от нее раздражаться. Или ты умеешь относиться к ней как к мусору или к тому, что в подворотнях пишут. Зачем в ту сторону вообще смотреть? Предмета с экраном, который принято называть телевизором, у меня нет как такового.

Если рекламодатели как-то хотят о себе заявить, то они все равно сделают это. И особенно мерзко то, что реклама будет в моем фильме, который скоро пойдет на телевидении. Из-за нее я даже собственный фильм смотреть не буду.

РИНАТ ДАСАЕВ, заслуженный мастер спорта, вратарь сборной СССР:

- Когда смотришь интересный фильм и вдруг появляется длинная реклама, то бывает, что я даже из комнаты выхожу. И мне очень не нравится, когда во время какого-нибудь ответственного футбольного матча влезает реклама. Но я не вижу ничего страшного, если вокруг футбольного поля стоят баннеры. Я и сам в рекламе снимался, и вроде нормально получилось.

АЛЕКСАНДР АДАБАШЬЯН, режиссер, художник:

- Раздражает практически вся реклама — и количеством, и назойливостью. И уличная тоже раздражает, когда из-за нее не видно ни названий улиц, ни домов.

Я люблю смотреть спортивный канал, но чем интереснее соревнование, тем больше там понапихано рекламы. Это какое-то бедствие! А вот в Италии во время демонстрации фильма по телевизору существует всего один перерыв на рекламу в середине просмотра. И фильмы там снимаются с расчетом на то, что даже если он идет 1 час 45 минут или 1 час 30 минут, то все равно должен быть разделен на две части. Там и в кинотеатрах во время такой паузы попкорн или колу разносят.

Я кино смотрю только по каналу «Культура», потому что на остальных ничего не успеваю сообразить и не получаю никакого целостного ощущения. Хорошо еще, что в театрах во время спектакля никто не выбегает на сцену и не выносит какие-то телевизоры или утюги. Надо им предложить, ведь деньги-то совсем другие пойдут.

На нашем ТВ и деньги огромные крутятся, и разные способы оплаты существуют, и я не думаю, что кто-то возьмет и откажется от рекламы. А вот во Франции в порядке эксперимента на одном канале вообще решили упразднить рекламу. Поднялся вой, потому что прибыли кое у кого резко упали. Если мы и придем к этому, то очень не скоро, потому что дело не только в рекламе, а в том, что творится вообще.

ВЛАДИМИР МЕДИНСКИЙ, член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству (фракция "Единая Россия"):

- Обычно раздражают две вещи: качество рекламы (подчас она бывает просто глупой) и ее количество, то есть когда ее дают с избытком. А еще нельзя не раздражаться частоте прерываний передач или, хуже того, фильмов. Поэтому тема о том, чтобы запретить слишком часто прерывать телепередачи рекламой, по-моему, уже давно перезрела. Я уверен, что Госдума вернется к этому вопросу.


СВЕТЛАНА КАЗАНЦЕВА, ЕВЛАЛИЯ САМЕДОВА, опрос подготовил АЛЕКСАНДР САРГИН

| Печать | В закладки


Можно обсудить этот материал или почитать другие новости.
<< < сентябрь 2018 > >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Подключите CSS