Навигатор рекламного рынка

| Печать | В закладки21 января 2008 00:00

Тарифы изменять можно, но клиенты должны об этом знать

Тарифы изменять можно, но клиенты должны об этом знать

ФАС запросила банки о способах уведомления клиентов.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обязала банки до 25 февраля предоставить информацию об условиях открытия и ведения счетов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В запросе, разосланном ведомством в конце декабря — начале января ставятся вопросы об условиях открытия и ведения счетов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц: предусматривает ли банк в договорах счетов свое право на одностороннее изменение тарифов, содержат ли договоры обязательство банков предварительно информировать клиентов об изменении тарифов: всегда ли, в какие сроки и каким способом (индивидуально по почте, на сайте, в офисах банка), — пишет "Коммерсант".

Заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров пояснил, что данный опрос проводится "по жалобе физлица для изучения ситуации". По его словам запросы разосланы по 102 крупнейших федеральных и региональных банкам. Начальник отдела рынка банковских услуг ФАС Ольга Сергеева подчеркнула, что гражданину, пожаловавшемуся в антимонопольную службу, не понравилось, что сразу несколько банков не согласились зафиксировать в договоре счета окончательные тарифы на его обслуживание. В этот раз вопросы об условиях кредитования граждан и рекламе кредитных продуктов ФАС не интересуют. "Сама по себе возможность банка в одностороннем порядке изменять тарифы по счету не противозаконна,- указывает госпожа Сергеева.- Весь вопрос в эффективном способе уведомления клиентов. То, как это происходит на практике, мы и пытаемся установить", — пишет издание.

В Собинбанке рассказали, что практика одностороннего изменения тарифов на операции по счету есть у всех банков — это право прописывают в договорах банковского счета практически все, но все по-разному уведомляют своих клиентов об этом. "Реализация права изменения банком тарифов в одностороннем порядке в нашем банке возможна только после предварительного уведомления клиента за 30 дней до вступления в действие новых тарифов,- говорит начальник управления банковских карт и комиссионного бизнеса Бинбанка Юрий Татаринов.- Форматы уведомлений используются самые разные: сайт, e-mail, SMS, объявления в офисе банка, рассылка по почте".

Один частный предприниматель, пожелавший остаться неназванным, рассказал "Коммерсанту", что, открыв счет в Нацпромбанке, он за короткое время дважды столкнулся с изменением тарифов на операции по счету. "Сначала банк посчитал нужным изменить тариф на перевод средств со счета с фиксированных 20 рублей до 2% от суммы перевода, затем ввел новый вид тарифа — за малое количество операций по счету (500 рублей, если ежемесячный объем операций меньше 500 тысяч рублей)",- рассказал предприниматель. Однако узнал он об изменениях, лишь когда деньги по новым расценкам были уже списаны со счета. "За десять дней до вступления в силу изменений банк разместил объявление в своем офисе,- говорит клиент.- Но у меня не было необходимости так часто посещать банк, чтобы заметить это объявление". Размещение объявления на стенде в офисе банка наиболее часто используемый способ уведомления.

"Не хочу никого пугать, но чисто теоретически банки могут осуществлять согласованные действия с целью навязывания невыгодных условий,- рассуждает Ольга Сергеева.- Статья 11 закона о защите конкуренции это запрещает". Как правило, в этом случае банку выносят предупреждение или налагают на него штраф. Санкции в отношении участников рынка могут последовать в том случает, если в результате проводимого опроса ФАС выявит, что российские банки недостаточно эффективно уведомляют своих клиентов об изменении тарифа, и тому нет веских объективных причин. Однако старший вице-президент Связь-банка Дмитрий Гайсенок утверждает, что банк не может без всяких на то рыночных причин, только желая заработать, повысить тарифы. "Банки повышают тарифы только при наличии общих рыночных изменений и, как следствие, в массовом порядке", — говорит он.

Госпожа Сергеева считает, что . "рассуждая абстрактно, уведомление за 60 дней, опубликованное на сайте банка в интернете, наверное, достаточно эффективно, а за две недели и только путем размещения объявления в офисе — уже вопрос". В качестве ориентира она привела опыт итальянского антимонопольного ведомства. В Италии банки в случае изменения тарифов по счету обязаны за 30 дней до изменения расценок направить клиентам индивидуальные уведомления, а также опубликовать сообщение в правительственном вестнике.

По мнению экспертов, если ФАС признает итальянский опыт заслуживающим внедрения в России, то отечественным банкам в случае изменения тарифов придется существенно увеличить свои расходы. Сейчас самый эффективный способ уведомления — рассылку по почте — банкиры, по их собственному признанию, используют редко или не используют вовсе. Представитель крупного федерального банка указывает на то, что "одно письмо стоит порядка 15−20 рублей, а если учесть, что только клиентов-физлиц у крупных банков сотни тысяч, то банку их уведомление по почте обойдется очень дорого",- подчеркивает "Коммерсант".


 

| Печать | В закладки


Можно обсудить этот материал или почитать другие новости.
<< < июль 2018 > >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
Подключите CSS