Навигатор рекламного рынка

| Печать | В закладки5 марта 2008 00:00

ФАС ждет закона "О торговле", чтобы приструнить торговые сети

ФАС ждет закона "О торговле", чтобы приструнить торговые сети

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ждет принятия закона "О торговле", который позволит приструнить монополизм торговых сетей. Такое мнение высказали РБК представители этого ведомства.

По мнению начальника управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Тимофея Нижегородцева, перспектива принятия закона "О торговле", судя по всему, не радует крупные сетевые кампании, и они не раз заявляли о ненужности или гипотетическом вреде, который он может нанести отрасли в случае его прохождения. "Расстраивает тот факт, что мы как участники процесса разработки этого законопроекта и наши коллеги из заинтересованных министерств и ведомств рассчитывали на зрелость розничного бизнеса, но были разочарованы, увидев расширение недобросовестной практики со стороны крупнейших игроков рынка цивилизованной розницы", — заявил Т.Нижегородцев.

В ФАС уверены, что ФЗ "О торговле", обсуждавшийся много лет, и практически готовый для обсуждения в правительстве РФ и Госдуме РФ, есть серьезнейший, фундаментальный, шаг на пути регулирования рынка торговли. Как пояснил Т.Нижегородцев, принятие закона "позволит открыть дверь для критического анализа и ревизии порядка 600 смежных нормативно правовых актов, косвенно регулирующих вопросы торговли, к тому же зачастую не согласующихся друг с другом". Если это произойдет количество документов, регулирующих российскую розницу, может радикально сократиться. Как следствие – это будет первым реальным снижением административного давления на российскую розницу за всю новейшую историю. Пока же закон не принят, говорить об этом не представляется возможным", — заключил Т.Нижегородцев.

Так, представители ФАС отмечают, что X5 Retail Group (объединяет сети "Перекресток" и "Пятерочка") в последнее время предпринял ряд шагов вопреки установкам, заложенным в проекте отраслевого ФЗ, увеличив масштабы и технические приемы давления на партнеров и других участников рынка.

Число жалоб на действия российских ритейлеров, в том числе и X5, только возрастает, — заверяют в антимонопольной службе. Пока новый ФЗ не будет принят и не вступит в силу, Х5 и других крупных ритейлеров сложно привлечь к ответственности, когда же закон начнет работать, органы власти смогут применить не абстрактные требования, а серьезные санкции в отношении X5 и других компаний, в поведении которых будет наблюдаться нарушение законодательства и этики розничного бизнеса. Сейчас, закладывая дискриминационные условия в свои договора с поставщиками, ритейлеры не несут никакой ответственности за это. Однако разработчики закона отмечают, что в случае же включения положений закона "О торговле", компании должны будут поумерить давление на участников рынка, двинуться по пути выработки справедливых договорных условий с поставщиками, т.е. по сути, созданию кодекса наилучших практик при взаимодействии ритейла и поставщиков. Если же компромисс не будет найден, тогда нарушители рискуют попасть под серьёзные санкции, а именно выплачивать по каждому факту нерыночного поведения от 1 до 15% от оборота в виде штрафа.

О каких дискриминационных условиях в договорах X5 ведут речь представители ФАС, вполне понятно. Еще осенью 2007г. ряд поставщиков магазинов группы X5, например, раскрыли карты, поведав деловому сообществу о новом варианте договора. Так, с ноября 2007г. начали действовать правила для поставщиков, в соответствие с которыми гарантированный маржинальный доход (показывает, какую часть розничной цены товара магазины получают в виде дохода) торговых сетей "Перекресток" и "Пятерочка", объединенных в группу X5, должна составлять не менее 30%. В ином случае поставщик выплачивает сети штраф в размере недостающего дохода. При этом сеть супермаркетов "Перекресток" закупает товары по таким же низким ценам, что и дискаунтеры "Пятерочка". Таким образом, X5 совмещает низкие цены с высокой маржинальностью бизнеса, пользуясь положением лидирующей российской сети, — сетуют эксперты.

Заметим, что помимо таких условий работы, ритейлер также ативно практикует высокую входную плату (единоразовый взнос за прово присутствовать в сети). Если сеть растет почти на 50% в год и выходит на новые региональные рынки, она имеет право требовать от поставщиков "лучшие коммерческие условия" – таков мотив X5. Отметим, ранее маржа "Перекрестка", например, при продаже мясной и замороженной продукции составляла 7−25% (при условии работы без посредников между сетью и производителем), а средний маржинальный доход Х5 составлял в 2006 и первой половине 2007г. менее 30%.

По словам пресс-секретаря торговой сети "Азбука вкуса" Андрея Голубкова, его компания, например, не практикует систему платы за вхождение в сеть. При этом даже для таких магазинов, позиционирующих себя в ценовом сегменте выше среднего, общая наценка (включая собственную маржу торговой сети) составляет 60−70%, в редких случаях 100% (если сеть осуществляет доставку на свои полки самостоятельно). Наценка же в среднеценовой сети "Перекресток" и дискаунтере "Пятерочка", в соответствие с новыми условиями договора, превышает 80%. Аналогичная наценка в дискаунтере Auchan составляет 15%. При этом, указывают эксперты, X5 ищет максимально дешевого поставщика и интенсивно наращивает долю продукции под собственными торговыми марками (private label), что предполагает низкий уровень себестоимости продукции.

Однако Вадим Дымов, основатель и председатель совета директоров компании "Дымов", выпускающей готовые премиальные мясные и колбасные изделия, отмечает общее ухудшение условий работы с крупными торговыми сетями в России. "Во всем мире отношения между крупными ритейлерами и производителями товаров давно урегулированы как в ходе длительных бизнес отношений, так и нормативно-правовыми документами на правительственном уровне – отмечает В.Дымов. – У нас такой истории нет и я считаю очень позитивным сигналом то, что государство обратило внимание на эту проблему. Конкуренция на розничном рынке постоянно увеличивается, желание сетей увеличивать доходность бизнеса вполне объяснимо, и компании, естественно, пытаются использовать свое лидирущее положение".

Ряд участников рынка считают, что жесткая закупочная политика, особенно со стороны Х5, может негативно сказаться на конкурентном поле производителей, вымыв с рынка многих представителей малого и среднего бизнеса. Некоторые поставщики откровенно признались, что, получив новый текст договора от Х5, они или отказались от работы с сетью, или всерьез прорабатывали вариант ухода из этой торговой сети. Ряд источников даже отметили, что крупным производителям мясных изделий в ходе взаимных консультаций удалось "выторговать" у X5 уступку по снятию гарантированной 30%−ной маржи. "Нам никто не гарантирует доход, когда мы отдаем свою продукцию сети, почему же сеть считает возможным требовать от нас гарантированной маржи?", — возмутился представитель одной из компаний-производителей. Он не знает, какие условия удалось "пролоббировать" поставщикам из других отраслей. Сама же X5 не раскрывает условия контрактов. Между тем, как считает эксперт РБК по потребительскому рынку Надежда Геращенко, выторговать уступку могли лишь представители максимально консолидированных отраслей с продукцией, обладающей наиболее уверенным спросом у потребителей. К таковым, в частности, относятся производители пива, среднеценовых традиционных молочных продуктов. Однако представители этих рынков воздерживаются от комментариев.

Остальные же производители-поставщики магазинов группы X5 оказались зажаты в тиски "серьезного единоразового ухудшения договорных условий". Глава компании "Ледово", выпускающей готовые морепродукты, замороженные овощи, свежие грибы, Надежда Копытина сообщила, что компания давно планирует войти в сети магазинов X5, более года назад компания присутсвовала в сети "Перекресток", но была вынуждена отказаться от этого сотрудничества по ряду причин. По ее словам, условия вхождения в сеть Х5 и работы с этим ритейлером наиболее жесткие среди всех розничных сетей в РФ. "Пока мы испольузем потенциал других сетей, где можем грамотно представить свою продукцию и при этом не ужимать себя в издержках", — пояснила она.

Между тем, все опрощенные РБК производители указывают на то, что с жесткими правилами группы X5 приходится мириться в силу реального монополизма этой компании на российском розничном рынке.

Аналитики пока не обращают внимание на этику бизнеса и соблюдение цивилизованных рыночных условий со стороны Х5. Рекомендации аналитиков по акциям группы в основном строятся на внешних финансовых показателях, кои довольно позитивны по предварительным итогам 2007 года. Чистая прибыль российского ритейлера X5 Retail Group в 2007г. По международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) выросла на 38% — до 141,4 млн долл. против 102,2 млн долл. в 2006г. Показатель EBITDA X5 Retail Group за 2007г. достиг 479 млн долл., увеличившись на 62% по сравнению с аналогичным периодом 2006г. Чистая выручка X5 Retail Group выросла на 53% — до 5 млрд 320 млн долл. По итогам 2007г. валовой доход X5 Retail Group увеличился на 51% и достиг 1 млрд 404 млн долл. При этом валовая маржа за 2007г. составила 26,4%.

Однако некоторые инвестиционные компании уже заостряют внимание на избыточной агрессивности сети и рисках будущих обвинений со стороны антимонопольных органов в монополизме, воинствующем нежелании считаться с рынком. В частности, на это указывают представители инвестиционной компании "Файненшл Бридж": "компания X5 нацелена на проведение слишком агрессивной политики по отношению к поставщикам — при ориентации сети в основном на развитие дискаунтеров, она одновременно хочет получить маржу, соответствующую, а иногда и превышающую таковую для гипермаркетов и супермаркетов, являющихся намного более рентабельными форматами".

X5 Retail Group N.V. образована в мае 2006г. путем слияния розничных сетей "Пятерочка" и "Перекресток". X5 Retail Group N.V. на 31 декабря 2007г. включала 674 собственных магазина "Пятерочка" формата "мягкий дискаунтер", расположенных в Москве (309), Санкт-Петербурге (244) и других регионах РФ (121), а также 179 собственных супермаркетов "Перекресток" в Центральном регионе России и на Украине, включая 105 магазинов в Москве, а также 15 собственных гипермаркетов. На 31 декабря 2007г. число франчайзинговых магазинов на территории России и Казахстана составляло 688.

Крупнейший пакет X5 (47, 8%) — у совладельцев "Альфа-групп" Михаила Фридмана (21, 9%), Германа Хана и Алексея Кузьмичева. Еще 6, 2% делят менеджеры "Альфы" Лев Хасис (1, 8%), Александр Косьяненко (3, 4%) и Алексей Резникович (1%). У основателей "Пятерочки" — 21, 2%: у Андрея Рогачева — 11, 14%, у Александра Гирды — 9, 33%, у Татьяны Франус — 0, 59%, у Игоря Видяева — 0, 17%. В свободном обращении на Лондонской фондовой бирже (LSE) — 24, 8% акций.

| Печать | В закладки


Можно обсудить этот материал или почитать другие новости.
<< < сентябрь 2018 > >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Подключите CSS