28 Декабря 2015 | 11:53

10 громких рекламных скандалов 2015 года

Уходящий год был непростым для рекламного рынка, но некоторые бренды скорее предпочли бы его забыть, так как оказались в центре нелицеприятных историй. Есть и те, кому шумиха сыграла на руку, но они в меньшинстве

10. Секс в примерочной Uniqlo

В июле 2015 года в интернете распространилось снятое двумя влюбленными видео, в котором они занимаются сексом в примерочной магазина одежды Uniqlo в пекинском торговом центре Sanlitun. Парочка разместила запись в популярном в Китае мессенджере WeChat, набрав более 1,5 млн просмотров. Впоследствии аккаунты героев ролика и сама запись были удалены. Видео вызвало невероятный восторг у местных жителей и туристов, которые специально приезжали в ТЦ Sanlitun, чтобы сфотографироваться у логотипа Uniqlo. Некоторые барышни постили призывные фото из примерочных со словами «Мы в Uniqlo и уже ждем вас». Был ли этот скандал вирусной кампанией или же счастливым для Uniqlo стечением обстоятельств – не известно. Представители ритейлера не признали свою причастность. А вот продажи в магазинах заметно выросли.

На вирус отреагировали и конкуренты Uniqlo. Представители Zara заявили, что их примерочные светлее и просторнее. В GAP решили дарить покупателям презервативы перед посещением примерочных. Маркетологи H&M пошли дальше и помимо вместительных кабинок предложили клиентам услуги профессиональной видеосъемки. Даже IKEA намекнула представителям Uniqlo, что неплохо бы обновить примерочные с помощью товаров из магазинов шведской компании. Также один из владельцев мотеля выругался в WeChat на модные марки, заявив, что они его разорят.

 

 

9. «Баба Валя» против финской Valio

Еще в 2014 году на рынке появилась торговая марка «Баба Валя» (выпускается компанией «Традиция»), оформление упаковки которой слишком напоминало прошлый дизайн масла Valio. Но только в этом году история обрела огласку. Очевидное фонетическое сходство в названиях и одинаковые элементы оформления упаковок стали поводом для обращения финской Valio в ФАС по Санкт-Петербургу. Обе компании получили разнящиеся экспертные заключения относительно идентичности дизайнов. В «Традиции» уверяли, что вывели свою марку на рынок после исчезновения продукции финской компании с прилавков из-за санкций. В Valio же считают, что теперь, когда поставки вновь налажены (но уже в красных обертках, производимых в России), им приходится конкурировать буквально с самими собой, так как покупателей вводит в заблуждение дизайн «Бабы Вали». В итоге питерская ФАС провела открытое онлайн-голосование среди потребителей, а в начале декабря стало известно, что вина «Традиции» признана частично. Производителю «Бабы Вали» грозит штраф за нарушение закона «О конкуренции» в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Но итоговое решение так и не было вынесено, так как представители «Традиции» все же решили изменить дизайн упаковки и обжаловать решение ФАС.

 

 

 

8. Coca-Cola и сахарные войны

История началась с расследования знаменитого повара и приверженца здорового питания Джейми Оливера. Он выпустил передачу на канале Channel 4, где рассказал о мексиканской деревушке, жители которой употребляют до двух литров знаменитой газировки ежедневно. Самыми шокирующими стали документальные кадры с участием молодой матери, кормящей ребенка попеременно грудным молоком и Coca-Cola. В конце документальной программы отмечалось, что гигант по производству прохладительных напитков виноват в эпидемии диабета второго типа в Мексике. Тем самым повар объявил «войну сахару».

Но маркетологи Coca-Cola подготовились к нападкам, запустив через пару часов после выхода передачи в Twitter и печатных СМИ кампанию по промотированию линейки напитков с низким содержанием сахара (бренды Coca-Cola Zero, Coca-Cola Life и Diet Coke). В новой рекламе Coca-Cola призывает потребителей внимательнее относиться к своему здоровью.

 

 

 

 

7. Как Starbucks похитил Рождество

Каждое Рождество сеть кофеен традиционно представляет праздничный дизайн стаканчиков, но в этом году лаконичное оформление вызвало недоумение клиентов. Обычно на красном фоне были нарисованы символы католического Рождества – олени, венки, пряники и т.д. Разъяренные фанаты бренда обвинили представителей Starbucks в излишней политкорректности и порче праздника. Поскольку на стаканах даже отсутствовала фраза «Счастливого Рождества!», клиенты запустили флешмоб и вместо имени называли эту фразу, чтобы сотрудникам кофейни приходилось каждый раз писать ее на стаканчиках и громко кричать на все заведение. Нашлись и те, кто поддержал Starbucks, призывая обратить внимание на более важные проблемы мира, чем рисунки на стаканах с кофе.

 

 

6. «Подставная красота» Dove

Dove уличили в обмане в очередном ролике кампании «За настоящую красоту». Видео презентовали как документальную короткометражку. В нем женщинам из Сан-Франциско, Шанхая, Дели, Лондона и Сан-Пауло предложили войти в дверь с надписью «красивая» или «обычная», чтобы в очередной раз показать, насколько представительницы прекрасного пола не уверены в себе. Ролик сопровождался съемками бэкстейджа. Однако один из колумнистов британского издания Marketing заметил, что кастинг был «идеально спланирован» и что как минимум одна из участниц ролика является профессиональной актрисой. Представители Dove опровергли эту информацию. Но колумнист обрушился с критикой и на остальные эпизоды, сказав, что использование в ролике образов подружек, дочки и матери, женщины в инвалидной коляске является клишированным приемом, а совсем не социальным экспериментом, на который претендует Dove.

 

 

 

5. Дорогой бесплатный шаблон для лого Новой Москвы

В октябре агентство «Апостол» Тины Канделаки презентовало концепцию бренда Новой Москвы, получившую название «Город будущего». В ее основу легло сочетание природной и городской среды, отраженное в диаграмме Вороного. Стоимость контракта составила 15 млн руб. Однако позже пользователи в сети обнаружили, что агентство использовало графический шаблон, доступный для бесплатного скачивания на сайте craftsmanspace.com. В агентстве отвергли обвинения в плагиате, заявив, что «дизайнеры использовали специальное программное обеспечение. Подобная практика является общепринятой в графическом дизайне».

 

 

4. Коррупция в FIFA привела к потере спонсоров

Крупный коррупционный скандал обошелся федерации дорого. Репутационный ущерб привел к тому, что спонсоры начали отзывать свои контракты. От сотрудничества уже намерены отказаться компании Johnson & Johnson, Emirates, Sony, Castrol и Continental. На начало декабря из 34 спонсорских пакетов были подтверждены всего семь. Крупные рекламодатели – McDonald’s, Adidas, Budweiser, Visa и Coca-Cola – пока лишь выразили недовольство ситуацией и ожидают, что в ходе внутренних реформ механизм расходования средств внутри организации станет более прозрачным. Новые контракты с потенциальными спонсорами FIFA сможет заключить только после избрания нового президента в феврале 2016 года.

За 24 года деятельности чиновники федерации получили взятки на сумму в $150 млн.

 

 

 

 

3. Олимпиада в Токио породнилась с бельгийским театром

Скандал вокруг эмблем Олимпиады и Паралимипиады 2020 года в Токио разразился после того, как они были официально представлены 24 июля. Бельгийский дизайнер Оливье Дэби заметил, что эмблемы уж очень напоминают его работу – логотип для театра в Льеже, разработанный в 2013 году. В августе художник подал иск в бельгийский суд с требованием к Международному олимпийскому комитету (МОК) отказаться от выбранного логотипа. В Токио приостановили использование скандальной эмблемы, а создавшего ее дизайнера уличили в плагиате как минимум еще в 10 случаях.

 

 

 

 

2. «Нурофен» – один за всех

В декабре австралийский суд вынес корпорации Reckitt Benckiser предписание о приостановке реализации некоторых наименований популярного болеутоляющего препарата «Нурофен» после того, как выяснилось, что таблетки, предназначенные для определенного вида боли (например, против болей в спине, менструальных болей или против мигреней), содержат одну и ту же дозировку активного компонента, а отличаются лишь дизайном упаковки и названием. Определенные наименования стоили в полтора-два раза дороже стандартного препарата «Нурофен». Компанию обязали опубликовать статьи в газетах и сделать онлайн-публикации для прояснения ситуации, провести мероприятия по приведению продукции в соответствие с требованиями законодательства о защите прав потребителя и компенсировать расходы Австралийской комиссии по конкуренции и потреблению (ACCC). На австралийском сайте компании также появился раздел, где было рассказано, что любой препарат может использоваться для эффективного непродолжительного снятия головной/ менструальной боли и боли в спине.

 

 

 

1. «Дизельгейт» сломил Volkswagen

Volkswagen оказался в центре скандала в США: выяснилось, что автоконцерн подделывал результаты тестирования автомобилей с дизельным двигателем на выбросы вредных газов в атмосферу, устанавливая программное обеспечение, занижающее показатели. Нарушения могут обойтись автопроизводителю в $18 млрд. По предварительным данным, ПО было установлено на 11 млн автомобилей, проданных в США, Германии и других странах. «Мы сломали самую важную деталь наших автомобилей – ваше доверие. Мы знаем, что поступки говорят лучше слов, поэтому планируем связаться с каждым пострадавшим клиентом», – заявили представитель автоконцерна. Помимо правительственных штрафов, компанию ожидают колоссальные затраты, связанные с отзывом автомобилей по всему миру. По оценке экспертов Brand Finance, стоимость бренда Volkswagen на октябрь 2015 года упала с $31 миллиардов до $21 миллиардов. Под удар также попали премиальные марки компании – Porsche и Audi.

 

 

 

 

 

Автор: Ксения Никифорова

Анна Александровская, Total View: «Если вы погружены только в фарму или только в банки, рано или поздно вас накроет отраслевой кризис» Зарплатный индекс: кто и сколько зарабатывает на рекламном digital-рынке
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru