25 Апреля 2016 | 12:00

Динамика зарплат и спроса на специалистов маркетинговых коммуникаций: исследование рынка труда

HR-бюро Big Fish Recruitment и коммуникационная группа iMARS специально для AdIndex.ru продолжают делиться результатами ежеквартальных исследований рынка труда маркетинговых коммуникаций. Как и ранее, в первом квартале 2016 года были проанализированы 16 категорий специалистов: в SMM, SEO, контекстной рекламе, web-дизайне, стратегии, маркетинге и др.

Методика исследования строится на анализе основных ключевых интернет-площадок для поиска работы: НeadHunter, SuperJob, Rabota.mail.ru, Rabota.ru, Rabota.yandex.ru. Анализировалось общее количество вакансий на площадках, количество вакансий по отдельным направлениям, заработная плата. География исследования – рынок труда Москвы.

Для оценки динамики спроса работодателей на специалистов сферы маркетинговых коммуникаций в первом квартале 2016 года были отобраны следующие категории специалистов:

  • Account Manager
  • Senior Account Manager
  • Account Director
  • Маркетолог
  • Интернет-маркетолог
  • Руководитель отдела маркетинга
  • Стратег
  • SMM-менеджер
  • Руководитель отдела SMM
  • SMM-специалист
  • SEO-специалист
  • Специалист по контекстной рекламе
  • Web-дизайнер
  • Менеджер по продажам
  • Менеджер по интернет-продажам
  • Руководитель отдела продаж.

Новогодние праздники традиционно повлияли на рынок труда – количество вакансий в середине января по отношению к декабрю заметно снизилось. После каникул кривая спроса поползла вверх, достигла пика в начале февраля (как и год назад), затем откатилась на 10% и стабилизировалась возле последней отметки.

 

 

В целом, за первый квартал 2016 года в Москве спрос на вакансии вырос на 11 %.

 

 

В условиях экономической нестабильности продолжили пользоваться спросом специалисты, отвечающие за продажи и продвижение бизнеса. В частности, к концу первого квартала текущего года существенно вырос спрос на digital-специалистов. На SEO-специалистов спрос увеличился в 2 раза, на SMM-щиков, web-дизайнеров, специалистов по контекстной рекламе – в 1,5 раза.

По словам управляющего партнера HR-бюро Big Fish Recruitment Екатерины Ламининой, исследуемый период демонстрирует, что поддержание краткосрочной ликвидности сейчас приоритетно для малого и среднего бизнеса, поэтому так ощутимо возрос спрос на линейных менеджеров по продажам и менеджеров по работе с клиентами. «При этом конец квартала показывает возросшую динамику рынка в целом и увеличение количества предложений на профильных специалистов. Вместе с тем ожидаемо возрастают и требования работодателей  к кандидатам. Поэтому сейчас выигрывает тот, кто использует текущую экономическую ситуацию для собственного профессионального развития, расширяя свой функционал и набор навыков в своей профессии, увеличивая таким образом свою востребованность на рынке труда», – отмечает эксперт.

 

 

Среди четверки digital-специалистов в начале 2016 года самыми востребованными стали SMM-щики. На последнем месте – специалисты по контексту. Вакансий для них на 30% меньше, чем для специалистов по соцсетям.

«Уменьшение спроса на специалистов по контекстной рекламе отчасти можно объяснить удорожанием стоимости контекстной рекламы из-за ее возросшей популярности среди других каналов привлечения клиентов, – говорит президент iMARS Владимир Ступников. – Новые и небольшие агентства уже не могут себе позволить содержать штатного специалиста. Особенно, если компания работает для  небольших заказчиков, рекламные бюджеты которых строго ограничены. Поэтому мы все чаще отмечаем тенденцию обращения агентств к фрилансерам».

 

 

Несмотря на то, что средняя зарплата по Москве выросла с 63 до 67 тыс. рублей, заработные платы некоторых специалистов digital-сегмента упали. Средняя зарплата SEO-специалистов – c 85 до 79 тыс. рублей, web-дизайнеров – с 83 до 77 тыс. рублей. У специалистов по контекстной рекламе зарплата незначительно выросла – с 75 до 79 тыс. рублей. У SMM-щиков осталась на уровне 60 тыс. рублей.

 

 

За рассматриваемый период сильно вырос спрос на эккаунт-менеджеров, работающих с ключевыми клиентами. Похоже, в кризис умение удержать клиентов стало фактором выживания для многих компаний.

 

 

Спрос на менеджеров и старших менеджеров по работе с ключевыми клиентами вырос примерно в 1,5 раза за прошедший квартал. При этом, спрос на их руководителей (директоров по работе с клиентами) упал на 20%.

 

 

Несмотря на всю полезность для бизнеса, среднестатистическому эккаунт-менеджеру работодатели готовы были платить не более средней заработной платы по Москве.  Зато старшим эккаунт-менеджерам и директорам по работе с клиентами зарплату повысить не побоялись – со 104 до 147 тыс. рублей и с 110 до 133 тыс. рублей соответственно.

 

 

Что касается маркетологов, то в первом квартале 2016 года преимущественно требовались специалисты широкого профиля. Спрос на интернет-маркетологов и руководителей отдела маркетинга увеличился незначительно, примерно на 10%.

 

 

Спрос на всех специалистов по маркетингу вырос примерно одинаково – в среднем, на 35%.

 

 

При этом размер заработных плат у маркетологов и руководителей отдела маркетинга остался практически без изменений.

 

 

Также вырос спрос на SMM-менеджеров, чего нельзя сказать об их руководителях. Руководящих сотрудников по SMM-направлению требовалось не так много за отчетный период. Видимо, это связано с тем, что руководить отделом SMM часто поручают начальнику отдела маркетинга.

 

 

Так, спрос на SMM-менеджеров подскочил на 50% – в отличие от практически не изменившегося спроса на руководителей SMM.

 

 

Интересно, что при значительно увеличившемся спросе средняя заработная плата специалистов по SMM так и осталась ниже средней по Москве. При этом средняя зарплата руководителей отдела SMM выросла почти вдвое и достигла 90 тыс. рублей.

 

 

Традиционно спрос на обычных менеджеров по продажам преобладает в общей структуре спроса на специалистов по продажам. Менеджеры по интернет-продажам и руководители отделов продаж занимают не более чем по 6% в общей структуре.

 

 

За первый квартал спрос на широкопрофильных специалистов по продажам вырос на 30%, на специалистов интернет-продаж – на 13%. Спрос на руководителей отдела продаж упал на 5%.

 

 

Заработные платы специалистов по продажам за первый квартал 2016 года не претерпели существенных изменений и закончили квартал на уровне его начала. Средняя заработная плата специалистов по продажам выше средней заработной платы по Москве. Специалисты по интернет-продажам по уровню доходов могут сравниться с руководителями отделов продаж.

 

 

С начала года количество вакансий для специалистов по стратегии увеличилось на 60%. Видимо, бизнес начал активно прорабатывать новые стратегии выхода из кризиса с помощью профессионалов.

 

 

Однако кризисные реалии отразились на размере зарплат стратегов. С начала года средняя заработная плата специалиста по стратегии сократилась вдвое и составила на конец отчетного периода 90 тыс. рублей вместо 180 тыс. рублей.

 

 

Если рассматривать изменение спроса на все вышеперечисленные профессии, то можно отметить, что в отчетный период предсказуемо лидировали менеджеры по продажам и маркетологи. На третьем месте – менеджеры по работе с ключевыми клиентами. Самыми невостребованными в первом квартале 2016 года стали руководители отделов SMM.

О том, как менялись спрос и средний уровень зарплат специалистов в 2015 году, можно прочитать по ссылкам:
1 квартал 2015 года

2 квартал 2015 года

3 квартал 2015 гола

4 квартал 2015 года.

 

Митя Горелик, MGCom: «Контекст – это не баинг, здесь нельзя экономить на агентской комиссии» AdTech Russia: на что способны «смешанные данные» в programmatic
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru