Что творится с PR-тендерами – исследование АКОС
Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) провела очередное сравнительное исследование по тендерной политике. Были опрошены компании-члены АКОС, которым предлагалось заполнить анонимную онлайн-анкету
Как выяснилось, все опрошенные агентства как в 2011-2012
годах, так и в 2014 году участвовали в тендерах коммерческих структур. А вот в
государственные тендеры подавали документы лишь 92% респондентов. Впрочем, эта
цифра по сравнению с 2011-2012 годами повысилась – тогда иметь дело с
государством решались лишь 80% агентств.
В прошлом году 36% пиарщиков получали от 30 до 50 приглашений к участию в
тендерах, почти такое же количество (35%) отметили поступление более 50
приглашений. Наиболее активным в этом отношении можно назвать 2012 год – тогда
45% получили более 50 приглашений к участию.
Откликнувшиеся на эти приглашения в 2014 году 47% агентств боролись за выигрыш от 30 до 50 раз, 38% – менее 20 раз, и всего 15% решились участвовать более чем в 50 тендерах ( в 2012 году эта цифра составила 25%).
В основном сроки для разработки и предоставления предложений в 2014 году не превышали двух недель (в 54% случаев). По 23% респондентов отметили поставленные сроки до 5 рабочих дней и свыше трех недель.
Снизилось число заказчиков, требующих бесплатной разработки креатива, – в 2014 году только 27% агентств отметили, что такие условия ставились более чем в 50% тендеров (в 2011 году такое количество любителей бесплатной работы было замечено в 36%, в 2012 году – аж в 50% случаев).
Согласившихся на такие требования и разработавших креативные решения бесплатно агентств в прошлом году оказалось всего 35% (против 45% в 2012 и 37% в 2011 годах). Основная масса претендентов (62%) делали это в 2014 году иногда, в 2012 и 2011 годах так поступали 55% и 63% соответственно.
Примерно на одном уровне остается количество платных тендеров – в 2014 году их оказалось 70%, в 2012 – 65%, а в 2011 - 75%.
На приглашение к участию, по мнению клиентов, влияют следующие факторы (по
убыванию значимости): опыт аналогичных проектов у поставщика, его
проактивность, низкая цена на услуги, симпатия и доверие к представителю
агентства, членство в АКОС и/или РАСО, место в рейтинге коммуникационных
агентств, «громкое имя» на рынке услуг и рекомендация коллег.
По мнению самих пиарщиков, самые значимые первые три фактора
это успешный опыт работы с заказчиком, «громкое имя» компании и рекомендация
коллег. Остальные условия - доступность и прозрачность информации о компании,
опыт работы с заказчиком (без выигрыша тендера), место в рейтинге
коммуникационных агентств и членство в АКОС и/или РАСО. Примечательно, что
такой важный момент как «опыт и специализация идеально подходят по условиям
тендера» исполнители поставили на последнее по значимости место.
Самым главным условием для решения о принятии участия в тендере в 2014 и 2011
годах была его открытость, а в 2012 году – четкость клиентского брифа.
Среди причин проигрыша тендера основными эксперты назвали
высокую цену, фиктивность тендера и недоработанное предложение.
Примерно треть подобных мероприятий проводятся с нарушениями – в 2014 году в
33% не был объявлен победитель (в 2012 и 2011 годах – в 29% и 32%
соответственно).
Однако число некорректных и непрофессиональных тендеров
снижается – по мнению респондентов, в 2014 году такими можно было назвать лишь
17%, в отличие от прошлых лет – в 2012 таких было 24%, а в 2011 году –
33%.
Фиктивные тендеры встречали в 2014 году «скорее часто» 54% опрошенных, «скорее
редко» 38%, «очень часто» - 8%. Примечательно, что никто из респондентов не
отметил, что таких случаев не было вообще.
Главные признаки фиктивности тендера, по мнению экспертов: «Результаты тендера не обнародованы», «Бриф отсутствует или не содержит полной информации» и «Затруднен доступ к ответственному лицу организатора».
В результате авторы исследования пришли к следующим выводам:
-
Общая тенденция на снижение количества приглашений к участию в тендерах по сравнению с данными 2012 года
-
В 2014 году количество тендеров, которые, по мнению членов АКОС, были проведены некорректно и непрофессионально снизилось на 7%
-
Количество компаний, требующих предоставления бесплатных креативных решений в рамках тендера, выросло по сравнению с 2012 годом.
По словам Ольги Дашевской, руководителя комитета АКОС по тендерной политике в области PR, при возросшем количестве приглашений в тендеры агентства стали разборчивее: менее 15% членов АКОС в течение 2014 года приняли участие в более 50 тендерах.
«Произошел заметный спад тендерной активности консультантов, он составил 10%. Надеемся, что снижение продолжится, так тендерная процедура – затратная часть для агентств. Совершенно не составляет труда оценить тот или иной проект и описать общие подходы к работе, но число конкурсов с такими требованиями минимально. А постоянно отвлекать ресурсы на большие креативные разработки невыгодно.
«Интересно, что в рамках исследования заказчики и подрядчики выделили совершенно разные факторы, которые, по их мнению, влияют на формирование шорт-листов агентств для торгов. Клиенты отметили важным проактивность поставщика и низкую цену, агентства – «громкое имя» компании на рынке и рекомендации.
По-прежнему остается открытым вопрос этики. Каждый второй
организатор тендера по мнению 30% рынка требует бесплатных креативных идей и
стратегий. В условиях жесткой рыночной конкуренции многие агентства берутся за
подобные конкурсные разработки без бюджета, только 3% отказываются. Также все
еще остается большим число заказчиков, которые не объявляют победителя. При
этом почти в два раза снизилось число некорректно проведенных тендеров. Я
считаю это показателем работы нашего комитета. Мы составляем списки компаний,
которые непрофессионально проводили закупочные процедуры. Эта информация
закрыта, но так как рынок узкий, утечки происходят. И по истечении времени мы
прослеживаем тенденцию, когда ранее находившаяся в «черном» списке компания
исправляет подход к торгам и проводит корректные конкурсы», – отметила
эксперт.