11 Декабря 2014 | 15:49

Что ждет контекстную рекламу: эксперты назвали три сценария развития рынка в России

В офисе группы компаний «Блондинка» прошла презентация прогноза развития рынка контекстной рекламы в России на 2015-2016 годы с учетом кардинально изменившихся макроэкономических условий в стране. В ходе пресс-завтрака основатель ГК «Блондинка» Арсен Ревазов и генеральный директор группы компаний Татьяна Костенкова представили 3 сценария развития рекламного рынка, рынка контекстной рекламы и интернет-рынка в целом

Картинка Что ждет контекстную рекламу: эксперты назвали три сценария развития рынка в России

Масштабное исследование, посвященное анализу текущего состояния и структуры рынка, а также его перспективам на ближайшие годы, было проведено специалистами ГК «Блондинка». В ходе исследования были опрошены более  150 представителей отрасли, среди них как сотрудники крупнейших на рынке рекламодателей из всех основных категорий (FMCG, банковская сфера, автопроизводители и т.д.), так и представители крупнейших рекламных агентств. Специалисты Aori собрали данные более чем от 1500 рекламодателей сегмента СМБ.

В рамках исследования ключевой задачей было выявить влияние стремительно изменившихся в течении этого года макроэкономических факторов на рынок контекстной рекламы, который, в свою очередь, на 70% формирует рынок интернет-рекламы в целом. Среди показателей, оказывающих наиболее значительное влияние, выделены: цена на нефть (падение от января к декабрю от 110 до 70 долларов за баррель марки Brent), ослабление курса рубля относительно доллара и евро (с 32 и 45 до 51 и 64 за доллар и евро соответственно), рост оттока капитала и переоценка в сторону снижения прогноза по росту ВВП на 2015 год с 2%, заложенных аналитиками ЦБ и МЭРТ в конце прошлого года, фактически до нуля.

Таблица 1 . Прогнозы по макроэкономическим показателям

 

 

Макроэкономические показатели

Год

Тип сценария

Цена на нефть, $ за баррель

Инфляция в РФ

Курс рубля к доллару

Рост ВВП России

2015

Негативный

60

11%

53

0%

Реалистичный

85

7%

49

2%

Оптимистичный

100

5%

45

4%

2016

Негативный

70

7%

50

2%

Реалистичный

95

5%

46

4%

Оптимистичный

110

3%

42

6%

 

При оценке вариантов развития событий в следующем году был использован сценарный подход – выделены три базовых сценария,  для каждого из которых заложен  набор наиболее вероятных значений макроэкономических показателей.

При указанных вводных данных прогноз по росту рекламного рынка на 2015 год находится в вилке от 2% при негативном сценарии до 8% при оптимистичном, базовый реалистичный сценарий предполагает рост рекламного рынка на 5%. Прогноз по рынку контекстной рекламы сделан на основе сегментирования на пулы основных рекламодателей по отраслям и оценке их рекламных планов на следующей год с учетом удельного веса каждой отрасли в общем объеме рынка.

В качестве основных для оценки выбраны следующие отрасли: электронная коммерция, банки, FMCG, автопроизводители и дилеры, недвижимость и строительство, СМБ и прочие клиенты. По каждой из отраслей просчитаны 3 сценария развития с учетом внутриотраслевых факторов и перспектив рынка.

Итоговая взвешенная оценка по рынку контекстной рекламы составляет от роста в 10 % при негативном сценарии до 25 % при оптимистичном. Наиболее вероятная оценка при реалистичном сценарии составляет 15 %. Рост интернет-рынка в целом составит 10 % в реалистичном и от 7 до 17 процентов в экстремальных сценариях.

Таблица 2. Прогнозы по рынкам контекстной рекламы и интернет-рынку в целом

Год

Тип сценария

Рекламный рынок

Контекстная реклама

Интернет-рынок

2015

Негативный

2%

10%

7%

Реалистичный

5%

15%

10%

Оптимистичный

8%

25%

17%

2016

Негативный

0%

5%

5%

Реалистичный

3%

15%

8%

Оптимистичный

5%

20%

15%

 

Таким образом, общая макроэкономическая ситуация несколько скорректировала прогнозы по росту рекламного рынка в сторону уменьшения, контекстная реклама при этом тем не менее вырастет на 15 % и станет наиболее привлекательным каналом для бюджетов, перераспределяемых с традиционных «дорогих» каналов. Особое значение займет тренд по «умной» автоматизации размещений, экономии бюджетов с помощью интеллектуальных алгоритмов и автоматического управления контекстной рекламой.

 

Вес отраслей в общем объеме рынка контекста

По мнению авторов исследования, в e-comm большинство брендов будут переносить свою бюджеты в контекст, как это было в 2008 году. Основные риски в этом сегменте:

- Снижение покупательского спроса (меньше ищут – меньше кликают, т.к. оплачиваются клики, это будет снижать бюджет).
- Снижение инвестиций от ключевых драйверов прошлых лет (ритейл, банки).

Банки в последние годы были одним из драйвером контекста. Основные направления: потреб кредиты и кредитные карты (около 50% бюджетов), вклады/депозиты (20%),  ипотека, автокредиты, интернет банкинг, управление инвестициями, кредиты для МСБ, РКО и т.д.

Основные риски:
- Кредиты не выдают – риски + ограничения ЦБ, сокращаются бюджеты на рекламу кредитов.
- Много рекламируют вклады, но люди не стремятся вложить деньги в банк.
- Продажи машин падают – падают автокредиты.
- Ипотеку дают со скрипом, тоже сокращают бюджеты.

Тип прогноза

Значение

Негативный

 -5%

Реалистичный

 0%

Оптимистичный

15%

В сегмент FMCG/Фарма/foods в исследовании включены все товары повседневного спроса + лекарства + еда.

Риски:
- Перенос бюджетов в телевизор как в самый эффективный для FMCG канал.
- Будут показывать отрицательную прибыль в евро/долларах из-за растущего курса, что отрицательно скажется на рекламных бюджетах.
- Проблемы с рекламой фармы из-за законодательных ограничений.

Тип прогноза

Значение

Негативный

15%

Реалистичный

 20%

Оптимистичный

 30%

Рынок новых автомобилей находится в очень тяжелом состоянии. Большинство крупных западных брендов среднего уровня теряют в продажах, растут только люкс сегмент и б/у автомобили. На это влияет и ситуация с банками – они хуже дают кредиты.

Основные риски:
- Больше рекламы б/у автомобилей – меньше бюджеты, т.к. спрос на бу меньше, чем спрос на новые авто.
- Проблемы с кредитами на авто ограничат спрос.
- Падение продаж продолжится – срежут бюджеты на рекламу совсем, делегируют это дилерам.

Тип прогноза

Значение

Негативный

-10%

Реалистичный

 -5%

Оптимистичный

 15%

Пока самый активный сегмент - это недвижимость и строительство. Люди инвестируют в квартиры в надежде сохранить деньги.
Основные риски:
- Недвижимость недавно стала активной в контексте, по сути только открывают для себя сегмент. Цены уже разогреты, но эффективность еще не считается до копейки. В какой-то момент могут перегреть сами для себя аукцион так, что станет невыгодно.
- Инвестиции в квартиры могут снизиться, покупательская способность упадет.

Тип прогноза

Значение

Негативный

15%

Реалистичный

 20%

Оптимистичный

 30%

Малый бизнес останется одним из самых растущих сегментов в контекстной рекламе, несмотря на отсутствие благоприятного режима для развития бизнеса. При этом размещения будут в основном идти от физлиц, а не от юридических лиц или ИП, что будет соответствовать тенденции ухода бизнеса «в тень». Активно будут расти регионы, где конкуренция пока не так велика, как в Москве.

Тип прогноза

Значение

Негативный

30%

Реалистичный

35%

Оптимистичный

 40%

 



 

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.