Что ждет контекстную рекламу: эксперты назвали три сценария развития рынка в России
В офисе группы компаний «Блондинка» прошла презентация прогноза развития рынка контекстной рекламы в России на 2015-2016 годы с учетом кардинально изменившихся макроэкономических условий в стране. В ходе пресс-завтрака основатель ГК «Блондинка» Арсен Ревазов и генеральный директор группы компаний Татьяна Костенкова представили 3 сценария развития рекламного рынка, рынка контекстной рекламы и интернет-рынка в целом
Масштабное исследование, посвященное анализу текущего состояния и структуры рынка, а также его перспективам на ближайшие годы, было проведено специалистами ГК «Блондинка». В ходе исследования были опрошены более 150 представителей отрасли, среди них как сотрудники крупнейших на рынке рекламодателей из всех основных категорий (FMCG, банковская сфера, автопроизводители и т.д.), так и представители крупнейших рекламных агентств. Специалисты Aori собрали данные более чем от 1500 рекламодателей сегмента СМБ.
В рамках исследования ключевой задачей было выявить влияние стремительно изменившихся в течении этого года макроэкономических факторов на рынок контекстной рекламы, который, в свою очередь, на 70% формирует рынок интернет-рекламы в целом. Среди показателей, оказывающих наиболее значительное влияние, выделены: цена на нефть (падение от января к декабрю от 110 до 70 долларов за баррель марки Brent), ослабление курса рубля относительно доллара и евро (с 32 и 45 до 51 и 64 за доллар и евро соответственно), рост оттока капитала и переоценка в сторону снижения прогноза по росту ВВП на 2015 год с 2%, заложенных аналитиками ЦБ и МЭРТ в конце прошлого года, фактически до нуля.
Таблица 1 . Прогнозы по макроэкономическим показателям
|
|
Макроэкономические показатели |
|||
Год |
Тип сценария |
Цена на нефть, $ за баррель |
Инфляция в РФ |
Курс рубля к доллару |
Рост ВВП России |
2015 |
Негативный |
60 |
11% |
53 |
0% |
Реалистичный |
85 |
7% |
49 |
2% |
|
Оптимистичный |
100 |
5% |
45 |
4% |
|
2016 |
Негативный |
70 |
7% |
50 |
2% |
Реалистичный |
95 |
5% |
46 |
4% |
|
Оптимистичный |
110 |
3% |
42 |
6% |
При оценке вариантов развития событий в следующем году был использован сценарный подход – выделены три базовых сценария, для каждого из которых заложен набор наиболее вероятных значений макроэкономических показателей.
При указанных вводных данных прогноз по росту рекламного рынка на 2015 год находится в вилке от 2% при негативном сценарии до 8% при оптимистичном, базовый реалистичный сценарий предполагает рост рекламного рынка на 5%. Прогноз по рынку контекстной рекламы сделан на основе сегментирования на пулы основных рекламодателей по отраслям и оценке их рекламных планов на следующей год с учетом удельного веса каждой отрасли в общем объеме рынка.
В качестве основных для оценки выбраны следующие отрасли: электронная коммерция, банки, FMCG, автопроизводители и дилеры, недвижимость и строительство, СМБ и прочие клиенты. По каждой из отраслей просчитаны 3 сценария развития с учетом внутриотраслевых факторов и перспектив рынка.
Итоговая взвешенная оценка по рынку контекстной рекламы составляет от роста в 10 % при негативном сценарии до 25 % при оптимистичном. Наиболее вероятная оценка при реалистичном сценарии составляет 15 %. Рост интернет-рынка в целом составит 10 % в реалистичном и от 7 до 17 процентов в экстремальных сценариях.
Таблица 2. Прогнозы по рынкам контекстной рекламы и интернет-рынку в целом
Год |
Тип сценария |
Рекламный рынок |
Контекстная реклама |
Интернет-рынок |
2015 |
Негативный |
2% |
10% |
7% |
Реалистичный |
5% |
15% |
10% |
|
Оптимистичный |
8% |
25% |
17% |
|
2016 |
Негативный |
0% |
5% |
5% |
Реалистичный |
3% |
15% |
8% |
|
Оптимистичный |
5% |
20% |
15% |
Таким образом, общая макроэкономическая ситуация несколько скорректировала прогнозы по росту рекламного рынка в сторону уменьшения, контекстная реклама при этом тем не менее вырастет на 15 % и станет наиболее привлекательным каналом для бюджетов, перераспределяемых с традиционных «дорогих» каналов. Особое значение займет тренд по «умной» автоматизации размещений, экономии бюджетов с помощью интеллектуальных алгоритмов и автоматического управления контекстной рекламой.
Вес отраслей в общем объеме рынка
контекста
По мнению авторов исследования, в e-comm большинство брендов будут переносить свою бюджеты в контекст, как это было в 2008 году. Основные риски в этом сегменте:
- Снижение покупательского спроса (меньше ищут – меньше
кликают, т.к. оплачиваются клики, это будет снижать бюджет).
- Снижение инвестиций от ключевых драйверов прошлых лет (ритейл, банки).
Банки в последние годы были одним из драйвером контекста. Основные направления: потреб кредиты и кредитные карты (около 50% бюджетов), вклады/депозиты (20%), ипотека, автокредиты, интернет банкинг, управление инвестициями, кредиты для МСБ, РКО и т.д.
Основные риски:
- Кредиты не выдают – риски + ограничения ЦБ, сокращаются бюджеты на рекламу
кредитов.
- Много рекламируют вклады, но люди не стремятся вложить деньги в банк.
- Продажи машин падают – падают автокредиты.
- Ипотеку дают со скрипом, тоже сокращают бюджеты.
Тип прогноза |
Значение |
Негативный |
-5% |
Реалистичный |
0% |
Оптимистичный |
15% |
В сегмент FMCG/Фарма/foods в исследовании включены все товары повседневного спроса + лекарства + еда.
Риски:
- Перенос бюджетов в телевизор как в самый эффективный для FMCG канал.
- Будут показывать отрицательную прибыль в евро/долларах из-за растущего курса,
что отрицательно скажется на рекламных бюджетах.
- Проблемы с рекламой фармы из-за законодательных ограничений.
Тип прогноза |
Значение |
Негативный |
15% |
Реалистичный |
20% |
Оптимистичный |
30% |
Рынок новых автомобилей находится в очень тяжелом состоянии. Большинство крупных западных брендов среднего уровня теряют в продажах, растут только люкс сегмент и б/у автомобили. На это влияет и ситуация с банками – они хуже дают кредиты.
Основные риски:
- Больше рекламы б/у автомобилей –
меньше бюджеты, т.к. спрос на бу меньше, чем спрос на новые авто.
- Проблемы с кредитами на авто ограничат спрос.
- Падение продаж продолжится – срежут бюджеты на рекламу совсем, делегируют это
дилерам.
Тип прогноза |
Значение |
Негативный |
-10% |
Реалистичный |
-5% |
Оптимистичный |
15% |
Пока самый активный сегмент - это недвижимость и
строительство. Люди инвестируют в квартиры в надежде сохранить
деньги.
Основные риски:
- Недвижимость недавно стала активной в контексте, по сути только открывают для
себя сегмент. Цены уже разогреты, но эффективность еще не считается до копейки.
В какой-то момент могут перегреть сами для себя аукцион так, что станет
невыгодно.
- Инвестиции в квартиры могут снизиться, покупательская способность
упадет.
Тип прогноза |
Значение |
Негативный |
15% |
Реалистичный |
20% |
Оптимистичный |
30% |
Малый бизнес останется одним из самых
растущих сегментов в контекстной рекламе, несмотря на отсутствие благоприятного
режима для развития бизнеса. При этом размещения будут в основном идти от
физлиц, а не от юридических лиц или ИП, что будет соответствовать тенденции
ухода бизнеса «в тень». Активно будут расти регионы, где конкуренция пока не
так велика, как в Москве.
Тип прогноза |
Значение |
Негативный |
30% |
Реалистичный |
35% |
Оптимистичный |
40% |