08 Сентября 2011 | 09:54

Исследование оборотов BTL-агентств 2010

Рынок маркетинговых услуг в России консолидируется: на 10 крупнейших агентств страны в 2010 г. пришлось 22% от общего объема BTL-рынка, оцененного в 65 млрд руб. Годом раньше лидеры занимали меньше 16% рынка

Картинка Исследование оборотов BTL-агентств 2010

Объем средств клиентов, прошедших через десятку крупнейших маркетинговых компаний, по итогам 2010 г. увеличился на 71% до 14,2 млрд руб., следует из рэнкинга, составленного Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР) и Российской ассоциацией маркетинговых услуг (РАМУ). Сам рынок маркетинговых услуг за это время вырос на 26%. В медиа рекламы за это время прибавилось существенно меньше: на прямую рекламу рекламодатели потратили в 2010 г. 250 млрд руб. — на 16% больше, чем в 2009 г. (данные АКАР).

К рынку маркетинговых услуг (BTL, below-the-line) традиционно относят рассылку рекламных материалов (direct marketing), продвижение товаров в магазинах (trade marketing), проведение промоакций (consumer promotion), организацию мероприятий (event marketing) и т. д. В последние годы к ним относятся также маркетинговые акции в интернете (digital marketing).

Резкий рост совокупного оборота компаний-лидеров объясняется тем, что в этом году свои данные РАМУ предоставило больше компаний, чем в 2010 г., когда рэнкинг составлялся впервые, и в итоге среди лидеров оказалось много новичков, объясняет представитель РАМУ. Так, первую строчку в рэнкинге заняла группа Progression с общим объемом бизнеса 2,33 млрд руб., впервые предоставившая данные аналитикам.

И все же консолидация на рынке хорошо заметна, говорит Ярослав Плинк, гендиректор агентства ITM (5-е место в рэнкинге, оборот — 1,4 млрд руб.) и руководитель комитета РАМУ по трейд-маркетингу. Кризис очистил рынок от небольших разрозненных компаний, подготовив пути для стремительного развития крупных бизнесов, считает президент коммуникационной группы Progression Ирина Васенина.

Заказчики заинтересованы в сотрудничестве со стабильными компаниями, давно работающими на рынке, кроме того, у лидеров достаточно ресурсов, чтобы предлагать конкурентоспособные условия на крупных тендерах, объясняет Плинк (например, практически все крупные клиенты оплачивают услуги агентства через несколько месяцев после их выполнения). ITM — лидер рейтинга по темпам роста, объем его бизнеса увеличился почти на 130%. Другие лидеры росли плавнее: объемы бизнеса Progression увеличились на 20%, сообщила Васенина, Action (2-е место) — на 47%, BE!MA — на 30%, Orange — на 13%.

Плинк объясняет динамику показателей своей компании общим восстановлением рынка, который в 2009 г. буксовал, причем сегмент трейд-маркетинга, в котором работает ITM, в 2010 г. лидировал по темпам роста (для многих компаний — например, в табачной и алкогольной отраслях — продвижение в местах продаж стало одним из немногих возможных рекламных каналов). В общем объеме бизнеса 10 крупнейших агентств на трейд-маркетинг приходится 40%.

Хорошая динамика бизнеса объясняется переходом бюджетов из ATL (above-the-line, реклама в медиа) в сегмент маркетинговых услуг, считает Васенина: вслед за аудиторией, активно переходящей в интернет, рекламодатели смещают свою активность в сторону интегрированных компаний и digital marketing и в текущей модели рекламного рынка понятия ATL и BTL становятся все менее актуальны.

Рынок восстановился после кризисного падения и теперь будет расти плавно, считает Плинк: в 2011 г., по его прогнозу, на маркетинговые услуги рекламодатели потратят на 15% больше, чем в 2010 г. Рэнкинги нужны заказчикам, так как помогают выбрать правильного партнера, говорят опрошенные «Ведомостями» рекламодатели. Финансовые показатели агентства, безусловно, важны, но для заказчика большее значение имеют «стоимость и качество его услуг, социально-этическая ответственность компании», считает директор по закупкам L'Oreal в России Ольга Фирулина.\

АГЕНТСТВА МАРКЕТИНГОВЫХ УСЛУГ. ОБОРОТЫ 2010

Агентство / Группа компаний

Бренды

Оборот 2010, млн руб.

Оборот 2009, млн руб.

1

Progression Group*

Progression, Brand New, TеMMа, Seven, Target

2330

-

2

Action!*

Action!

2175

1476

3

BE!MA*

BE!MA

1916

1474

4

Orange*

Fresh, Ellanta, Orange Lotto, Orange Merchandising, National, Orange Promo,The Pichesky, Orange Sport

1657

1472

5

ITM*

ITM

1404

621

6

Open*

Open

1314

-

7

ARK Group*

Ark Connect, InBrief, PromoSpace, Ark Scholz&Friends Brand Affairs

1057

840

8

Твин*

Твин, Дейли Маркетинг, Оникс

906 (298**)

-

9

ГК Unionlinx*

Unionlinx, Axis, MSK Production, UL Travel, Brand I

853

613

10

EMG*

EMG

810

653

11

NMT*

NMT

786

600

12

Market Group*

Marketing Communications,
Unikcom, Da Signa,
Trade&Shopper Marketing,
Brain Box PR,
Маркет Горячие Линии

619

354

13

MedInform Selling Solutions

MedInform Selling Solutions

372

334

14

Global Point

Global PointMoscow

367

-

15

Группа рекламных компаний ACG

Группа рекламных компаний ACG

364

-

16

Global Point

Global PointSt Petersburg

348

-

17

Bounty*

Bounty

345

212

18

Альтер Эго Промоушн

Альтер Эго Промоушн

321

319

19

ПРАКТИКА*

ПРАКТИКА

318

295

20

Point Passat*

Point Passat

316

-

21

Poster One*/ Russia Direct

Poster One

283

282

22

IMAGENCY*

IMAGENCY

254

-

23

Icon*

Icon

251

-

24

IN10sive*

IN10sive

225

-

25

InTown Promotion*

InTown Promotion

202

78

26

Фабрика ДМ*/ Russia Direct

Фабрика ДМ

195

268

27

МАЙЕР*

МАЙЕР

192

-

28

OGGI Production

OGGI Production

188

177

29

M-Liner*

M-Liner

128

70

30

TCF

TCF

124

-

31

Immedia

Immedia

101

100

32

Itella Connexions*

Itella Connexions

97

53

33

Расти Здоровый Малыш / Russia Direct

Расти Здоровый Малыш

66

-

34

Barracuda*

Barracuda

31

-

Суммарный оборот агентств по сегментам (в т.ч.у агентств - членов РАМУ)

20917(18665)

10291 (9361)

Итого агентств представили данные по сегментам(в т.ч. агентств - членов РАМУ)

34 (25)

25 (17)

 * Агентства - члены РАМУ
** Включая бюджет ОНИКС - 298,393 млн.руб

Описание проекта и краткая методология

РАМУ и АКАР совместно подготовили второй выпуск исследования оборотов компаний, работающих на рынке маркетинговых услуг. В прошлом году в проекте приняли участие 25 агентств, в новое исследование подали заявки 37 компаний. После серии уточнений, касающихся принадлежности бизнеса исследуемому сервису и соответствия входящей информации требованиям верификации, в итоговый отчет вошло 34 агентства.

Информация, предоставленная агентствами, легла в основу параметрической модели верификации данных. Этот инструмент, разработанный экспертами РАМУ и АКАР в 2010 году, базируется на сопоставлении заявленных показателей косвенным признакам подтверждения оборотов: количество сотрудников, занимаемая компанией площадь и др. Верификационные параметры в публичный отчет 2010 года не включались. В качестве очередного шага к дальнейшей  транспарентизации отрасли в следующем году эксперты РАМУ и АКАР предусматривают возможность официальной публикации всех контрольных точек исследования.

Компании, заявившие оборот более 500 млн. рублей, кроме параметрического анализа, прошли аудиторскую проверку финансовой отчетности. Обороты агентств верифицировались членами специально созданного комитета, состоящего из специалистов, не имеющих прямого отношения к рынку, но компетентных провести анализ заявленных данных на соответствие реальным показателям.

Компании имели возможность заявлять как отдельные, так и консолидированные обороты по группам. Агентства, объединение которых произошло до 31 декабря 2010 года, также получали право консолидированной оценки показателей ( на пример ГК ТВИН).

В отчет не включались сервисы, не имеющие отношения к предмету исследования – медибаинг, спонсорство, производство конструкций и др. PR-услуги засчитывались в общий оборот. Вследствие этого в рейтинг не вошли некоторые изначально заявленные агентства. Так, АДВ отказались от участия в рейтинге, поскольку включили в свои показатели весь цикл маркетинговых услуг, в том числе медийную составляющую. Такая позиция вошла в противоречие с утвержденной методикой и согласованной позицией членов верификационного комитета, и заявленные данные (2,6 млрд. рублей) были АДВ отозваны с рекомендацией дальнейшей доработки методики.

При индустриальном запросе в следующем году составители готовы рассмотреть возможность отдельных исследований по отраслевым сегментам  - PR, производство и т.д.

При использовании результатов исследования необходимо ссылаться на его составителей –  Российскую Ассоциацию Маркетинговых услуг http://www.ramu.ru  и Ассоциацию
 Коммуникационных Агентств России http://www.akarussia.ru.

 

Автор: Елена Виноградова

Источник: Ведомости

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru